Почему Герострат сжег храм Артемиды Эфесской? Семь чудес света: Храм Артемиды Эфесской Сколько колонн в храме артемиды.

Считается, что легендарный город Эфес - второе по посещаемости туристическое место в Турции после района Султанахмет в Стамбуле. В городе действительно сохранилось много древних памятников, и он имеет потрясающую историю. Даже беглое перечисление исторических фактов и вымыслов связанных с Эфесом приводит в благоговейный трепет. Еще во времена хеттов город носил название Апаса (от которого и произошло более позднее Эфес) и был столицей могущественного государства Арцава, длительно враждовавшего с Хеттской империей. Он был крупнейшим городом античного мира, здесь находилось одно из семи чудес древнего мира - храм богини Артемиды. Здесь жил греческий философ Гераклит, длительно проповедовал апостол Павел, здесь записал свою часть Нового Завета апостол Иоанн, в Эфесе он был и похоронен, также здесь находятся могилы апостола Луки, Тимофея, Марии Магдалины и, страшно сказать, самой Богородицы - Святой Марии.

Город многократно менял свое местоположение вдоль устья реки Каистр, поэтому сейчас логично говорить не о какой-то точке на карте под названием Эфес, а о целом районе, куда входят развалины античного Эфеса и современный турецкий город Сельчук, о котором и пойдет сейчас речь.

Наиболее вероятно, что именно крепость нынешнего Сельчука была первым Эфесом. На этом холме были найдены погребения микенского периода - II тыс. до н.э. Эфес всегда был портовым городом, поэтому его история - это бесконечная борьба местных жителей с наносами реки Каистр, впадавшей в Эгейское море. Когда-то море плескалось непосредственно у стен цитадели Сельчука, но с течением времени река заболачивала округу, и морская линия отодвигалась на запад. В силу этого городское поселение мигрировало вслед за морским побережьем. Прибывшие сюда в 11 в. до н.э. ионийцы основали акрополь уже несколько западнее, примерно там, где сейчас находятся руины римского Эфеса.

В историю города вмешивались также могущественные правители центральной Малой Азии, они вносили свои корректировки в расположение Эфеса. Во времена правления лидийского царя Креза город опять переместился на восток, дальше от моря, но ближе к величественному храму Артемиды - одному из семи чудес древнего мира. Видимо основой экономики Эфеса тогда стал сбор денег с многочисленных паломников, стекавшихся в храм Артемиды со всего света. Затем, при эллинистическом правителе Лисимахе, город опять сместился к побережью, туда, где сейчас находятся многочисленные античные руины. Здесь Эфес пребывал вплоть до конца I тыс. н.э. В византийскую эпоху порт опять начал терять значение для граждан, и городское поселение сдвинулось обратно к исходной точке - нынешнему холму Сельчука. Здесь была построена византийская крепость, которую можно наблюдать и сейчас, пусть и несколько перестроенной последующими турецкими правителями. В византийское время крепость получила название - Агиос Теолог (Святой Богослов) в честь апостола Иоанна Богослова погребенного внутри ее стен в огромной базилике Св. Иоанна. Впоследствии, турки превратили название Агиос Теолог в Айясолук.

На фото три важнейших достопримечательности Сельчука - на переднем плане шедевр исламской архитектуры мечеть Иса-бея, правее, руины величественной базилики Св.Иоанна, а на заднем плане - византийско-турецкая крепость. Фотографировал я это великолепие, стоя в канаве, где когда-то находилось чудо древнего мира - храм Артемиды Эфесской.

Храм Артемиды - древнейшее и важнейшее сооружение в Эфесе. По греческому преданию, первый храм богини был возведен амазонками, они же основали, по мнению греков, город Эфес. Стоит отметить, что паранойя греков по поводу существования амазонок очень устойчивая, амазонки и их влияние упоминаются многократно. Для древнего грека амазонка совершенно реальный персонаж, и как это интерпретировать не совсем понятно. Археологически известно, что Эфес существовал задолго до греков, но кого нужно считать амазонками в его истории вопрос сложный. Миф об амазонках перекликается с самим культом Артемиды - в сущности древней малоазиатской богини, Великой матери Ма, Амма или Кибелы древних фригийцев и лидийцев. Видимо, стоит думать, что культ богини матери в Малой Азии восходит еще к Чатал-Хююку, древней индоевропейской прародине.

Заболоченный котлован, где теперь "плавают" остатки храма Артемиды Эфесской.

Один из первых храмов Артемиды, найденных на месте позднего чуда света, был очень маленьким по размерам, наполовину деревянным. В силу его размеров нельзя сказать, что это было очень значимое святилище. В сущности, значительный интерес к культу Кибелы-Артемиды появился в Эфесе после его захвата лидийцами в 6 в. до н.э. Именно лидийский царь Крез дал денег на строительство огромного храма, а денег у него было много - "богат как Крез" - известная поговорка древнего мира. И стоит вспомнить, что в столице Лидии городе Сарды также располагался гигантский храм Артемиды, который, кстати, намного , чем знаменитое чудо античности из Эфеса. Стоит думать, что возможно строительство храмов Артемиды было способом проталкивания государственной идеологии Лидии по всей Малой Азии. Т.е. в каком-то смысле амазонками были лидийцы)

Интересна и некоторая взаимосвязь амазонок и кочевников киммерийцев. Как и последние, амазонки активно воевали в Малой Азии, но потом почему-то откатились на периферию греческого мира в степи Причерноморья. Последующая традиция часто связывала их с сарматами, скифами и другими кочевыми народами юга современной России.

Один из первых храмов Артемиды, найденный на месте нынешнего.

Местоположение для храма было выбрано тоже интересное. Как видно на фото, святилище находилось в очень низменном месте, не зря одним из эпитетов Артемиды было определение - Болотная. Кстати, в Сардах храм Артемиды стоит хоть и несколько повыше, но тоже не на горе, как, например, знаменитый храм Афины в столице Греции. И ведь такие святилища, не говоря о наводнениях, значительно сложнее оборонять, чем храмы в акрополях. А ведь эти храмы были очень богатыми - баснословно богатыми. Древние источники пишут, что храм Артемиды в Эфесе был банком всей Малой Азии, считалось, что если отдать свои деньги на хранение в храм они не пропадут. Правда, известно, что киммерийский царь Тугдамме все же разграбил святилище в 7 в. до н.э., отчего Артемида наслала на него смертельную болезнь.

Как всем известно, храм построенный на деньги царя Креза был сожен Геростратом в 356 г. до н.э., по преданию, он сгорел в ночь, когда появился на свет Александр Македонский. Собственно, именно этим объяснялось, почему могущественная Артемида не смогла уберечь свой собственный храм - она якобы в это время помогала при родах будущего покорителя Азии. И божественный Александр помог богине отстроить ее святилище, следующий храм в Эфесе (и кстати в Сардах тоже) был построен уже на его деньги.

Нужно признать, что от великого храма не осталось практически ничего. Он был полностью уничтожен христианами в 4-5 вв. Для новой религии было очень важно разрушить святилище Великой Матери, так как ее культ был главным конкурентом христианства в Малой Азии.
Об этом писал, посетивший Эфес в 1880-90 гг., российский дипломат В.А. Теплов

>>>Эфесский храм был в особенности ненавистен христианам, так как там они встретили наибольшее сопротивление со стороны жрецов. Поэтому лишь только позволили разрушать древние храмы, все, что только можно было взять и вывезти — колонны, статуи, мраморные плиты — все это было растащено и употреблено на постройку частных домов. Императоры сами подавали тому пример: Константин опустошил Азию, забрав оттуда разные художественные произведения и перевезя их в свою новую столицу. Когда Юстиниан стал строить храм Премудрости Божией, Эфес явился для него как бы каменоломней, где находились уже вполне готовые материалы: двенадцать колонн, которые украшают ныне св. Софию были вывезены из Эфеса. Близость моря облегчила возможность увоза разных остатков древности; быть может даже, что великолепное сооружение Динократа было разрушено нарочно до основания, под влиянием реакции против старой, поверженной уже в прах религии.

Реконструкция храма Артемиды в Эфесе.

Храм Артемиды был обнаружен в 1869 г. английским археологом Джоном Вудом. Для этого ему потребовалось вырыть котлован глубиной 6 метров, так как немногочисленные остатки храма были занесены наносами реки Каистр. Все что Вуд нашел полезного в этом котловане он увез в Лондон, в те времена все древние города в Азии активно грабились европейскими археологами. Поэтому, на месте ничего не осталось. Более того, вызывают определенные сомнения те остатки храма, что сейчас выставили в котловане для туристов. Дело в том, что у них нет масштабности, которая, по идее, должна была быть свойственна храму Артемиды в Эфесе. Тут, правда, нужно признать, что очень сложно выяснить, каковы были размеры храма, прежде всего высота, так как площадь его проясняется при раскопках.

Но вот какой высоты были колонны храма не очень понятно, я встречал мнения, что высота храма Артемиды - 18 м. и высота одной колонны тоже 18 м., что как-то странно, так как кроме колонн на высоту здания влияли и другие элементы. Исходя из размеров и пропорций поставленной в болоте одной колонны, я бы предположил, что 18 м. это общая высота сооружения, ибо колонна откровенно мелковата - на глаз 10-12 м. высотой (хотя часто врут, что 14 м.) И заметно, что в основании новодельной колонны храма Артемиды, сложенной из кусков, вставили какие-то дополнительные элементы, тем самым пытаясь сделать ее выше. Но, бесконечно наращивать высоту нельзя, так как колонна откровенно тонковата для этого, можно предположить, что ее изначальная высота не превышает той, что мы сейчас наблюдаем, а возможно и меньше. А если это так, то значит храм Артемиды был весьма приземистым сооружением с колоннами примерно 12 м. и общей высотой в 18 м.

Для сравнения я специально вставлю здесь фото колоннад аналогичного по всем параметрам , он имеет те же габариты - примерно 100 м. на 50 м. Почувствуйте разницу, размер колоннады святилища в Сардах воистину эпический. Плюс там сохранились две колонны на полную высоту - 16 м.

И вот, что можно увидеть в эфесском котловане - достаточно жалкое подобие колонны, никаких 18 м. высоты у которой быть не может. Т.е. или эфесское чудо света существенно уступало размерами храму Артемиды в Сардах, или в котловане находятся обломки какого-то другого сооружения. Но, вероятнее здесь первое, видимо храм Артемиды не выделялся какими-то значительными размерами.

Сейчас в этом болотце обитают специальные водоплавающие собаки)

Почему-то очень грустные. Хотя почему - понятно, история здешних мест грустная, вот собаки и грустят, а еще тогда было очень жарко)

Можно предположить, что святилище Артемиды в Эфесе погибло из-за агрессивной рекламы и близости к побережью (стройматериалы храма можно было легко грузить на корабли и растаскивать по всему свету) Поэтому крупные античные святилища в Сардах и, например, в Дидимах сохранились лучше, чем широко разрекламированное чудо древнего мира.

Река Каистр видимо создавала в Эфесе настоящие бедствия своими разливами, так как результаты ее деятельности - речные наносы, ощущаются здесь повсеместно. Даже средневековые турецкие мавзолеи 15 века вросли в землю очень глубоко - на 3-4 метра, что уж тут говорить о постройках до н.э. Эту территорию можно перекапывать еще 1000 лет, весь древний город находится глубоко под землей.

В византийское время город пришел в серьезный упадок, когда турки-сельджуки захватили Эфес в 1090 г. от него осталась только маленькая деревня. Следующий расцвет Эфеса или Айясолука начался с приходом сюда турецкой династии Айдыногуллары в начале 14 века. Они превратили город опять в порт, здесь базировался сильный флот бейлика Айдын с помощью которого турки занимались пиратством и держали в страхе все Эгейское море. Они понастроили в городе значительное количество мечетей, караван-сараев, мавзолеев, многие из них дошли до нашего времени.

Средневековая турецкая баня тоже вросла в землю по самую крышу. К сожалению, баня была полностью огорожена забором и закрыта на замок. К своему удивлению, я выяснил, что Эфес самый "огороженный" город в Турции из всех, где я бывал. Как правило, эта болезнь здесь не очень распространена, но видимо в Эфесе сказывается высокая туристичность места. Поэтому буквально все закрыто решетками, например, в верхнюю крепость Сельчука тоже попасть нельзя, она постоянно закрыта на якобы реконструкцию, и продолжается это не одно десятилетие.

Теперь приступим к осмотру второго значительного объекта в Сельчуке - руинам базилики Св. Иоанна, расположенной на замковой горе. Апостол Иоанн, как известно, долго жил в Эфесе и здесь же был похоронен. Знаменитый Апокалипсис Иоанна, часть Нового Завета, был написан тоже тут. Все действие Откровения Иоанна происходит на западе Малой Азии, все семь церквей апокалипсиса находились вблизи Эфеса.

"Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию"

Крепостные стены крепости Агиос Теолог (Святого Богослова).

Базилика Св.Иоанна была возведена императором Юстинианом I (483-565 гг.) на месте старой небольшой церкви, которая, по преданию, стояла на месте могилы любимого ученика Иисуса Христа. Эта базилика стала крупнейшим храмом Византии, длинной более 100 метров, с шестью куполами, она была схожа с церковью Св. Апостолов в Константинополе.

В 7-8 вв. церковь была окружена крепостными стенами, так как начались суровые времена арабских набегов. Внутрь крепости вели единственные ворота, их прозвали Воротами Гонений, так как они были украшены рельефом с изображением погибших греческих героев. Вот как описывает крепость В. Теплов, чье мнение я здесь уже приводил:

>>>На горе Прионе ныне стоят развалины замка позднейшей конструкции, построенного мусульманскими эмирами из материалов, извлеченных из древних зданий; интереса этот замок представляет довольно мало, да в добавок доступ к нему от наваленных камней чрезвычайно труден. Над воротами этой крепости в былое время красовался барельеф, изображавший смерть Гектора или Патрокла. Изваяние это долго принималось за изображение страстей христианского мученика, почему и ворота эти были названы “вратами гонения". Англичане увезли к себе и этот барельеф.

Внутри замка, башни которого четырех-угольные — небольшая мечеть, несколько жалких лачуг и груды обломков.<<<

Ворота Гонений крепости Сельчука.

Интереснейшая деталь рассказа Теплова в том, что он не упоминает о существовании церкви Св. Иоанна в крепости. Он вообще не знал, где она находилась, и считал, что возможно на ее месте находится главная мечеть Сельчука. Т.е. во время посещения Тепловом Эфеса (в 1880-90 гг.) никаких руин базилики в крепости не было.
А более ранний его предшественник - русский путешественник Норов Авраам Сергеевич, кстати, министр просвещения Российской империи, в 1840-х годах ничтоже сумняшеся считал, что мечеть Иса-Бея и есть церковь Св. Иоанна, и премного по этому поводу сокрушался.
Все это лишний раз доказывает, что нынешние руины церкви Св. Иоанна являются новоделом в самом чистом виде. Остатки базилики откопали только в первой половине 20 века, и весь 20 век шла реконструкция храма.

Ворота Гонений вид изнутри крепости.

Платформа где располагался атриум - открытый двор базилики. Когда смотришь на это строение, сложно представить, какой объем восстановительных работ здесь проводился.

Недостатка в стройматериалах у строителей базилики естественно не было, рядом находились руины античного Эфеса. Возможно именно с этим обстоятельством связаны огромные размеры строения.

Внутренний объем церкви, вид от алтаря на запад. В центре четыре колонны отмечают место могилы Иоанна Богослова.

Могилу апостола попытались вскрыть, но внутри ничего не нашли.

Так выглядела базилика Св. Иоанна возведенная императором Юстинианом в 6 веке. На переднем плане платформа с открытым двором.

Вид сбоку. Здесь виден баптистерий и небольшая сокровищница на переднем плане.

Апсида церкви Св. Иоанна.

Плиты алтарной преграды.

Несущие столбы сооружения.

Руины баптистерия

Базилика Св. Иоанна перестала существовать в 14 веке, возможно она погибла при землетрясении в 1360-х годах. Ее гибель часто связывают с нашествием Тамерлана, как известно, Железный Хромец взял Эфес приступом в 14 веке. Правда, маловероятно, что воины Тимура целенаправленно разрушали такое огромное здание. Вероятнее всего, что здание постепенно ветшало и разрушалось. Оно, кстати, успело побывать и исламской мечетью, видимо базилика Иоанна выполняла функции пятничной мечети Айясолука, пока не построили соборную мечеть Иса-Бея. И скорее всего мечеть Иса-Бея возвели именно потому, что погибла византийская базилика - нужно было строить новое большое здание.

Капители колон.

Мраморный ящик с отверстием.

К юго-востоку от церкви располагался дворец епископа, от него остались достаточно внушительные руины. Это скопище колон и стен видимо и есть бывший дворец.

Вид на современный город Сельчук.

Как я писал выше, доступ в крепость Сельчука сейчас закрыт, но я попытался туда пробраться.

Я заметил, что по уступам стены прыгают турецкие ребятишки, значит заграждения здесь не сплошные, и где-то есть зазор, куда можно пролезть. Я нашел эту дырку и тоже пошел вдоль стены цитадели.

Стены крепости возводились по классической схеме в две линии, где передняя стена была существенно ниже задней. Правда, передняя стена хуже сохранилась.

К сожалению на воротах крепости стояла решетка, внутрь попасть было нельзя, и мне пришлось возвращаться.

Башня крепости сложенная из многочисленных сполий.

Вода в цитадель поступала по акведуку, его длина более 600 метров. Возвели его также при Юстиниане в 6 веке.

Вода из акведука попадала в цистерну рядом с Воротами Гонений. При этом цистерна эта находится за крепостными стенами. В крепости естественно тоже есть цистерны, но я их не заметил. Когда-то этот резервуар имел крышу, ее держали колоны с коринфскими капителями.

И последней осмотрим мечеть Иса-Бея, из всех трех великих сооружений Сельчука этот шедевр исламской архитектуры сохранился лучше всего.
Мечеть возвели в 1375 г., видимо, после разрушения базилики Св. Иоанна. Серьезные размеры соборной мечети свидетельствуют о приличном населении Айясолука при династии айдынских беев. Видимо, пиратство приносило ощутимый доход, Эфес опять стал городским центром, а не деревней.
Бросается в глаза сходство мечети Иса-Бея и знаменитой - мечеть Айясолука действительно строил выходец из Дамаска.

Мечеть Иса-Бея вполне гармонично смотрелась бы и в Стамбуле, она может конкурировать размерами со многими более поздними османскими строениями. Уже многие признаки стамбульских мечетей здесь присутствуют - открытый двор и общая устремленность вверх, не хватает только большого купола.

Сталактитовый портал и характерное для Сирии черно-белое украшение фасада.

Над порталом главного входа высится только один минарет, как правило всегда делали два вблизи стоящих минарета, такое архитектурное решение характерно для иранских мечетей. Я думал, что изначально их действительно было два, просто один обвалился, но, видимо, так и было задумано. Второй минарет здесь был, но он располагался аналогичным способом на противоположном входе в мечеть.

Минарет мечети Иса-Бея вид из внутреннего двора.

Арки и своды минарета.

Внутренний двор мечети с садом. Когда-то по краям двора здесь существовали крытые галереи, как и в мечети Омейядов, сейчас от них осталось лишь несколько колонн. Колонны, естественно, позаимствовали из руин Эфеса.

Арка противоположного входа в мечеть.

Во дворе выставлено множество турецких надгробий

Внутри сходство с мечетью Омейядов еще больше, чем снаружи. Гранитные колоны позаимствовали тоже из Эфеса.

Когда-то изразцы покрывали весь купол, сейчас они сохранились только на парусах.

Реставрация в мечети закончилась совсем недавно, еще в середине 20-го века здесь не было крыши, а в 19 веке мечеть использовали как караван-сарай.

Обломки потолка, видимо, из воротной башни.

Сейчас похоже на то, что потолок сделали металлическим.

Надо признаться, что я осмотрел Сельчук поверхностно, если походить по улицам города, можно найти много других объектов - ранних турецких мечетей, мавзолеев. Я же ограничился только самыми известными. И к сожалению, я не смог попасть в известный музей Эфеса, там выставлено много артефактов из раскопок, он был закрыт на реконструкцию. По хорошему, на один район Эфеса нужно потратить несколько дней на осмотр, я же там был чаще проездом. Пост о римском Эфесе я сделаю позднее.

Мои посты посвященные западу Малой Азии.

Говорят, Герострат сжег храм Артемиды именно в ту ночь, когда на свет появился Александр Македонский. Это было явное предзнаменование того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу судилось полностью подчинить её – не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой дом.

Храм Артемиды Эфесской находится в Турции, недалеко от города Сельчук, что расположен на юге провинции Измир. Города, в котором был установлен храм, Эфеса, сейчас не существует, тогда как несколько тысячелетий назад здесь проживало более двухсот тысяч человек, а потому он считался не просто большим городом, а являлся по тем временам самым настоящим мегаполисом.

Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления города (около 1,5 тыс. лет до н.э.) – местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н.э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великая Мать» чрезвычайно здесь почитаем.

Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё шикарный храм, который современники практически сразу внесли в список «Семи чудес света».

Как строили храм

Святилище строили два раза – на постройку первого храма ушло около ста двадцати лет (сооружён он был в середине VI в. до н.э), а сожжён – три столетия спустя, в 356 г. до н.э. На восстановительные работы времени понадобилось меньше, но, как и предыдущее здание, он также простоял недолго, в III в. его разграбили готы, а в IV ст. христиане его сначала закрыли, а затем – разобрали, и на сегодняшний день от него осталась лишь одна колонна высотой в четырнадцать метров.



Строительство первого святилища богини, учитывая, что им занимались три поколения архитекторов, можно поделить на три этапа.

Архитектор Херсифрон

Деньги на возведение одного из самых великолепных святилищ древнего мира дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому применил несколько нестандартных, нетипичных и оригинальных решений.

Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве.

Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов «промазал», по сопернику не попал, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора, и проблема была решена.

Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто – и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались.



Разрабатывая проект, Херсифрон пришёл к выводу, что болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. А чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью – и только после этого сверху начали строить фундамент.

Ещё одной проблемой, с которой столкнулись при постройке храма, оказалась доставка огромных и тяжёлых колонн: загруженные телеги попросту вязли в болотистой почве. Поэтому Херсифрон принял решение применить нетрадиционный способ: в верхнюю и нижнюю часть колонны строители забивали металлические штыри, после чего обшивали её деревом и запрягали волов, которые тащили её к месту строительства.

Поскольку колонна была достаточно большой, она без проблем катилась по вязкому грунту и не проваливалась при этом.

Ещё одна неожиданная проблема, с которой столкнулись строители, была связана с тем, что установить вертикально массивные и тяжёлые колонны долго не получалось. Как именно Херсифрон решил эту проблему, неизвестно, но до наших дней дошла легенда о том, что когда архитектор в отчаянии захотел покончить с собой, на помощь пришла сама Артемида и помогла строителям установить конструкцию.

Увы, Херсифрону не удалось увидеть своё детище: он умер задолго до окончания строительных работ – на сооружение грандиозной постройки было потрачено более ста двадцати лет. Поэтому достраивал здание сначала его сын Метаген, а завершили строительные работы – Пеонит и Деметрий.

Архитектор Метаген

Следующий нестандартный ход пришлось применять уже Метагену: на колонны нужно было осторожно положить балку (архитрав), не повредив капители. Для этого строители положили на них сверху наполненные песком несвязанные мешки. При установке архитрава, он начинал давить на мешки, песок высыпался, и перекладина аккуратно занимала предназначенное для неё место.

Пеонит и Деметрий

Строительные работы приблизительно в 550 г. до н.э. закончили архитекторы Пеонит и Деметрий. В итоге шикарное сооружение из белого мрамора, украшенное скульптурами лучших мастеров древней Эллады, не могло не вызвать восхищение горожан. Несмотря на то что детальное описание здания до нас не дошло, некоторые данные все же имеются.

Как выглядело святилище

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина – 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом.



В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

На найденной во время раскопок статуе учёные обнаружили огромное количество выпуклых образований, предназначение которых учёные толком не определили. Но поскольку во время раскопок были найдены бусины в форме сосудов, археологи склоняются к мысли, что эти «выпуклости» также являются бусами, которые жрецы вешали на скульптуру во время ритуалов (или же они там висели постоянно).

Роль храма в жизни города

храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром: здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Гибель первого храма

Храм Артемиды в Эфесе простоял недолго – около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.



Следует учитывать, что потушить огонь было чрезвычайно трудно из-за его огромных размеров: необходимого оборудования для ликвидации пожаров такого масштаба они попросту не имели. После пожара от святилища остались лишь колонны и стены из белого мрамора, который почернел настолько, что жители города приняли решение полностью разобрать храм.

Преступника вычислили быстро – он абсолютно не прятался и заявил, что поджег здание ради того, чтобы потомки о нём не забыли. Чтобы этого не допустить, городской совет принял решение о том, что имя преступника должно быть полностью изъято из документов и кануть в небытие. Несмотря на то что в документах о нём писали, как об «одном безумце», людская память оказалась живучей, и имя Герострата вошло в историю античного мира навсегда.

Восстановление

Храм Артемиды в Эфесе восстановлен был довольно быстро – уже к началу III ст. до н.э. – при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу (по другой версии, фамилия его звучала как Хейрократ). При реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание.



Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Картина из-под рук живописца вышла настолько совершенна и достоверна, что жителям города, когда они пришли за заказом, показалось, будто вооружённая молнией рука действительно высовывается из полотна. За такую работу эфесцы щедро отблагодарили Апеллеса, заплатив ему 25 золотых талантов (интересно, что в последующие несколько столетий ни одному художнику не удалось столько выручить за одну картину).

Гибель святилища

Отреставрированный храм Артемиды в Эфесе простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н.э. после того как было принято христианство, язычество было запрещено – и святилище богини плодородия было разрушено: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны – и их постепенно засосало болото.

На сегодняшний день удалось восстановить разве что одну четырнадцати метровую колонну, которая оказалась на четыре метра ниже, чем была изначально. Впоследствии на фундаменте разрушенного храма Артемиды возвели церковь Девы Марии, но она также до наших дней не сохранилась – из-за чего месторасположение древнего храма оказалось полностью забытым.

Учёные на протяжении долгого времени не могли отыскать точного месторасположения храма Артемиды. Сделать это удалось лишь в 1869 г. английскому археологу Вуду, а уже через год британский музей организовал экспедицию, которая сумела отыскать лишь несколько фрагментов и мелкие детали древнего святилища. Полностью раскопать фундамент удалось лишь в прошлом столетии, а под ним обнаружились следы первого, сожженного Геростратом храма.

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция


Прекрасен, богат и славен был Эфес. На всю Ионию были известны его мореплаватели и творцы. Много красивейших зданий они возвели - гордо сияли дворцы и храмы под солнцем юга, делая честь своим создателям. Артемисион возвышался на землях древнего Эфеса. Храм Артемиды в Эфесе, девы, чьи лук и стрелы были для жителей города священны.

Храм Артемиды в Эфесе (Артемисион) — одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Сельчук на юге провинции Измир, Турция). Один из самых прославленных и почитаемых центров паломничества античного мира.

Древнейшие следы почитания Артемиды близ места ее рождения относятся еще к догреческим временам. Культ Артемиды в Эфесе возводился к временам полумифического Андрокла. В архаическую эпоху на месте будущего знаменитого храма последовательно существовали три святилища: VIII века до н. э., середины VII века до н. э. и небольшой храм с двумя колоннами перед входом размером 16 х 31 м.

Артемида была сестрой златокудрого Аполлона и дочерью всемогущего Зевса, царя богов и людей. Сначала Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней Луны, потом - покровительницей целомудрия и хранительницей рожениц. Величайшие греческие мастера изображали Артемиду в мраморе, бронзе и красках. Артемида считалась у греков идеалом женской красоты. Храм никак не должен был уступать по красоте богини, в честь кого он был воздвигнут.

В эфесском храме почиталась Артемида Многогрудая - покровительница деторождения. Также Артемида Эфесская являлась покровительницей амазонок, основавших Эфес. "И сам город, и великий храм богини Артемиды в нём, построены по желанию и на деньги амазонок", так писал об истории города Плиний-старший.

Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить, не жалея средств и времени, великолепное жилище для богини-покровительницы.

В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз (на базах колонн храма сохранились две его надписи). Проект храма, согласно Страбону, разработал архитектор Херсифрон из Кносса.


Модель храма в Турции в парке Миниатюрк


Строительство знаменитого храма

В архитекторах, художниках и скульпторах недостатка не было. Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причем по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил задуматься архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Храм обещал быть красивым. Но красота - то, что было всегда подвластно грекам. А вот как обеспечить сооружению долгую жизнь? Херсифрон решил ставить храм на болоте у реки. Над ним сперва посмеялись - но, послушав его доводы, рассудили, что мастер, пожалуй, прав. Мягкая болотистая почва будет служить вечным амортизатором при землетрясениях. И тут еще одни голос раздался - что, если мраморный колосс увязнет в трясине? А чтобы под своей тяжестью он не погрузился в землю, ответил Херсифрон, надо вырыть глубокий котлован. Заполним его смесью древесного угля и шерсти - и выйдет подушка толщиною в несколько метров. Которая прослужит вечность. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму. Правда, не этому, а другому…

Очевидно, строительство храма было сплошной инженерной головоломкой, о чем есть сведения в античных источниках. Не говоря уже о расчетах, которые приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь неортодоксальном фундаменте, приходилось решать, например, проблему доставки по болоту многотонных колонн. Какие повозки не конструировали строители, под тяжестью груза они неумолимо увязали. Херсифрон нашел гениально простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колеса послушно покатывались за упряжками из десятков пар быков.

Когда же сам великий Херсифрон оказывался бессильным, на помощь ему приходила Артемида. Несмотря на все усилия, Херсифрон не смог уложить на место каменную балку порога. Отчаявшись, архитектор решил покончить с жизнью. Артемиде пришлось вмещаться: к утру балка сама опустилась в нужные углубления. Утром к запершемуся архитектору прибежали горожане с криками, что за ночь балка самостоятельно опустилась в нужные пазы.

Херсифрон не дожил до завершения храма. При Херсифроне были возведены стены храма и установлена колоннада (первая половина VI века до н.э.). После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген (вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы Пеоний и Деметрий (первая половина V века до н. э.). Храм был закончен примерно в 450 году до нашей эры. Гигантский храм богини был сооружен в 6 в. до н. э. Во время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и его в неприкосновенное святилище.

Когда огромный законченный храм из белого мрамора открылся взорам горожан, он вызывал удивление и восхищение. Плиний писал об Артемисионе: «Храм окружают 127 колонн, подаренных таким же количеством царей». Колонн вокруг здания тоже было множество - знаменитый Херсифрон предложил окружить мраморный храм двумя рядами стройных мраморных колонн… Однако неизвестно, как именно он был украшен. Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.

Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.

Ученик Сократа, знаменитый историк Ксенофонт, передавший на хранение богине большую сумму денег перед походом в Персию (описанном в «Анабасисе»), по возвращении выстроил на них в знак благодарности Артемиде маленький храм — точную копию эфесского — в городке Скиллунте в Элиде.

Феликс Кривин. Герострат


Геростратова слава

Как выглядел тот Храм Артемиды в Эфесе - мы уже никогда не узнаем, потому что в 365 году до н. э. жил в Эфесе человек по имени Герострат. Давно уже стала притчей история маленького человека, который решил себя обессмертить, совершив преступление века…

В ночь, когда в Пелле, столице Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджёг великий храм, желая таким образом прославиться.

Движимый странным тщеславием, он поджег храм Артемиды. Подобно гигантскому факелу вспыхнуло прекрасное строение! Выше неба взметались искры, с треском падали балки, раскалывались колонны, навек исчезали в огне разноцветные фрески…

Герострата, конечно, схватили. И, скорее всего, казнили бы, навеки вычеркнув его имя их скрижалей истории. Но кто-то предложил - а давайте лучше забудем Герострата. Пусть пелена навсегда покроет его имя. Только так можно по-настоящему наказать того, кого обуяла гордыня. Тому, кто мечтал о бессмертной славе, даруем забвение.

Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было исчезнуть из памяти людей навечно. В официальных документах о нем говорится просто как об «одном безумце».

Строительство нового храма

Храм эфесцы решили построить вновь. Второй храм строил архитектор Хейрократ, знаменитый выдумщик, которому приписывают планировку Александрии, образцового города эллинского мира, и идею превратить гору Афон в статую Александра Македонского с сосудом в руке, из которого изливается река.

К началу III в. до н. э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде. Деньги на постройку нового Чуда Света выделил Александр Македонский. Архитектор Александра Дейнократ (согласно Страбону, его звали Хейрократ), руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.

Правда, на этот раз строительство заняло считанные годы. И заслуга в том прежнего архитектора Херсифрона. Теперь не было загадок и технических изобретений. Путь был проторен. Следовало только повторить сделанное ранее. Так и поступили. Правда, в еще больших масштабах, чем прежде. Новый храм достигал 109 метров в длину, 50 — в ширину. 127 двадцатиметровых колонн окружали его в два ряда, причем часть колонн были резными и барельефы на них выполнял знаменитый скульптор Скопас. По преданию, каждая из этих колонн была даром одного из 127 царей.

Этот храм и был признан чудом света, хотя, может быть, больше оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном.

«После того как некий Герострат сжег храм, граждане воздвигли другой, более красивый, собрав для этого женские украшения, пожертвовав свое собственное имущество и продав колонны прежнего храма»,- пишет Страбон.

В нашем воображении греческое античное искусство — это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней,- одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству.

Бюст Александра Македонского


В благодарность Александру Македонскому, выделившему денег на строительство, эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу. Он изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу. Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору двадцать пять золотых талантов — пожалуй, за последующие три века ни одному из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.Там же в храме находилась картина, на которой Одиссей в припадке безумия запрягал вола с лошадью, картины, изображавшие мужчин, погруженных в раздумье, воина, вкладывающего свой меч в ножны, и другие полотна…

Расчеты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял еще половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. В «Деяниях апостолов» упоминается о возмущении, которое вызвала в городе проповедь апостола Павла, мешавшая торговле серебряными моделями храма богини, изготовление которых было здесь самым прибыльным ремеслом.

В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась.

Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом.

В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Вид на руины храма


Источники :

Шедевр архитектурного искусства, храм Артемиды прославлял всю греческую цивилизацию. Его руины напоминают о былой славе могущественного государства.

Современность храма

Четвертое чудо света, храм Артемиды в Эфесе, больше не найти в Греции. Его стоит искать в Сельчуке, турецком городе. В свое время там располагался древнегреческий Эфес. И туристам часто предлагаются экскурсии из курортного города Мармариса к руинам священного места покровительницы древней цивилизации.

От древнего чуда остались только руины, которые абсолютно не похожи на храм богини Артемиды в Эфесе.

Артемида

Богиня материнства, охоты, храбрости и отваги была любимицей всех жителей греческого государства. Каждый древний полис строил в честь нее святилища. Греки подносили щедрые дары богине, устраивали пиршества.

Артемида была прекрасной сестрой Аполлона, бога солнца и музыки. Их отцом был могущественный покоритель молний - Зевс.

Богине молились верные жены, чтобы она защитила мужей в бою и подарила потомство, а также воинственные амазонки. Они избрали Артемиду своей главной покровительницей.

Эфес был одним из центральных городов культа вечно юной охотницы Артемиды. Здесь и было решено начать строительство ее храма.

Создание святыни

Легенда гласит, что Артемиду решили прославить на все века амазонки. Для этого они построили ей в Эфесе чудесный дом.

Но, согласно официальным источникам, строили его по заказу Креза, царя из Лидии, два архитектора: Метаген и его отец Херсифрон. Владыке так понравилась идея, что он даже подарил двум проектировщикам по колонне.

Месторасположение было выбрано уже на существующем фундаменте древнего святилища, забытой нынче проэллинской богини. Она также покровительствовала женщинам, но была забыта с приходом культов «олимпийцев».

Первые здания из дерева постоянно сгорали, разрушались, страдали под действием землетрясений. Но в шестом веке до нашей эры, приблизительно в пятьсот шестидесятом году, Крез согласился спонсировать небывалый на то время по своим масштабам проект. Горожане также сдавали деньги, чтобы достроить самый прекрасный во всем мире храм Артемиды в Эфесе. История не сохранила даже его очертаний.

Святилище было решено делать не на жестком грунте, а в мягком болоте, дабы землетрясение не повредило его.

А чтобы масштабное сооружение не осело в болото, под ним вырыли большую яму, которую заполнили шерстью и углем на несколько метров.

Подобные необычные решения принимались и во время перевозки колон. Их пристегивали к волам, словно колеса. Это не только облегчало работу животным, но и позволяло увеличить объёмы перевозок.

Древние греки считали, что и Артемида помогает при строительстве. Архитекторы говорили, что никак не могли положить центральную балку порога на место. Они уже хотели сдаться. Но тут перед ними в облике случайного прохожего возникла богиня. Она взялась за работу, и порог встал на свое место просто идеально.

Во время жизни Херсифрона достроили лишь каркас здания и колоннаду вдоль него. Работы над храмом длились в общей сложности сто двадцать лет. После Метагена к проекту подключились Деметрий и Пеонит. Четыре архитектора на свой вкус добавляли новые детали.

Метаген закончил верх у святилища. Он придумал революционный способ аккуратно и плавно водрузить архитрав сверху капителей колонн. Для этого Метаген приказал наполнять песком сшитые мешки, класть на вершину, а сверху саму перекладину. Не выдержав веса, ткань разрывалась, и из нее потихоньку ссыпался наполнитель. В итоге архитрав становился идеально.

В пятьсот пятидесятом году до Рождества Христова храм Артемиды в Эфесе закончили строить.

Первозданный вид

Видимо, древняя богиня не благоволила к своему святилищу, поскольку оно уничтожалось несколько раз. В своем изначальном виде храм стоял всего лет двести.

Длина его достигала ста десяти метров, а ширина - пятидесяти пяти. Колонны шли вокруг здания в пару рядов. Каждая из них достигала восемнадцати метров в высоту. Еще одно сказание говорит про то, как 127 монархов со всего мира подарили в святилище по одной колонне.

Крышу выстелили плитами из мрамора.

Геростратова слава

Синонимом незаслуженной популярности стало имя одного эгоистичного грека. По преданию, Александр Македонский родился в тот день, когда произошел страшный пожар в Эфесе. Артемида была слишком занята будущим царем, чтобы спасать свой храм.

А в это время никому на то время не известный, ничем не выдающийся грек Герострат решил, что лучший способ заработать себе популярность - поджечь четвертое чудо света.

Он полез в храм Артемиды в Эфесе и поджег его. В 356 году до нашей эры самое прекрасное здание, на которое ушло более ста лет, сгорело.

Совет города осудил преступника на полное забвение. Тем не менее его имя знают и современные люди.

Реконструкция

Александр Македонский распорядился реконструировать храм Артемиды в Эфесе - чудо света Древнего мира. Пожертвования на него брались из всех уголков Греции. Отстраивал здание Александр Дейнократ. Он решил оставить тот же макет храма, при этом приподняв его еще на один уровень выше.

Император хотел, чтобы его имя оказалось на самом святилище. Он предложил горожанам полностью заплатить за реконструкцию в обмен на эту услугу. Эфесцы отказали, аргументировав тем, что бог не может строить храм себе подобным.

Взялись за восстановление прекрасной конструкции и новые художники, скульпторы. Они использовали в своей работе мрамор. Теперь колонны были длиной в двадцать метров. Их делали из больших каменных блоков, что в итоге соединялись вместе.

В середине чуда света

Внутри его украшали барельефы известных художников и работы скульптора Праксителя. Храм Артемиды в Эфесе был самым крупным среди имеющихся святынь давних цивилизаций. Парфенон Афинский оказался в несколько раз меньше.

Центральной фигурой храма стала статуя Артемиды.

Во время археологических раскопок данного места найдена многогрудая статуэтка Артемиды Полистамос, символизирующая изобилие. Некоторые ученые полагают, что это не груди богини, а ритуальные бусы, которыми она обвешана.

Храм Артемиды Эфесской стал настоящим центром культурной и деловой жизни города. Им руководили как сами жрецы богини, так и власти города.

Он выстоял пятьсот лет на таком зыбком месте. Когда пришли римляне, то они не тронули его, сделав храмом схожего культа Дианы. Разные правители устанавливали в помещении статуи из золота и серебра. Храм купался в драгоценных подношениях.

Место быстро прославилось. Его стали относить к семи чудесам света.

Когда на эфесские земли пришло христианство, по легенде, Артемида рассердилась на новую религию, и жители города прогнали приверженцев Иисуса и его апостолов. За эти действия их наказали.

Уничтожение святилища

Святое место греков подверглось варварскому разграблению готскими кочевниками в 263 году нашей эры. Однако оно уцелело.

В четырехсотых годах христианские правители решили разрушить храм Артемиды в Эфесе. На месте древней языческой церкви построили новую. Та вскоре была снесена.

Во время Византийского царства мрамор разнесли по другим церквям и зданиям. Софийский собор сооружали благодаря античным колоннам. Крышу, сделанную из этого материала, разобрали первой. После этого колонны остались без поддержки и просто падали на болотистую местность.

Хватило нескольких десятков лет, чтобы стереть все воспоминания о некогда самом масштабном храме в мире.

О том, где стояло здание, тоже забыли. Только в 1869 году ученый Вуд из Англии нашел его руины. В двадцатом веке откопали фундамент храма. Когда археологи сняли первые камни, то нашли более устаревшую версию античной святыни, которую поджег Герострат.

От гигантского древнего сооружения в сотню колонн теперь практически ничего не осталось. О том, что когда-то на том месте возвышался могущественный храм Артемиды Эфесской, напоминает стоящая в одиночестве полуразрушенная колонна. Ее высота - лишь четырнадцать метров. Время не пощадило еще четыре.

Когда в 1870 году новая английская экспедиция начала работать на указанном Вудом месте, они обнаружили куски фриза и разные небольшие остатки древнего храма. Выкопанные артефакты сейчас охраняются в Британском историческом музее, в Лондоне, а также в музее столицы Турции.

Где находится храм Артемиды в Эфесе?

Добраться до памятника истории можно благодаря многочисленным указателям. Он расположился в Артемисионе.

Туристу нужно повернуть сразу же после того, как он выехал из Сельчука на трассу в Кушадасы. Свернув на первом же повороте, можно легко добраться до места.

Вся прогулка по храму не отнимет больше пятнадцати минут от силы, с прочтением информационного стенда на месте, где раньше располагалось четвертое чудо света - храм Артемиды в Эфесе.

Пройти и посмотреть, где был храм, можно абсолютно бесплатно.

В городе Сельчук стоит зайти в музей истории Эфеса. Там хранятся некоторые находки из храма богини Артемиды.

Образ Артемиды (в древнегреческом пантеоне – богини охоты, также олицетворявшей Луну), здесь, в Малой Азии слился с представлениями доэллинского населения о еще более древней карийской богине плодородия и плодовитости, которая, кстати, была и покровительницей амазонок.

Культовое сооружение, посвященное Артемиде, существовало в Эфесе еще с незапамятных времен. Во всяком случае, самые древние реликвии, принадлежавшие святилищу, датированы VIII веком до н. э. Сегодня они находятся сегодня в Британском музее. Предположительно, первый храм Артемиды был разрушен киммерийцами.

В период между 550 и 460 годами до н. э., во времена, когда Эфес достиг небывалого расцвета, был построен новый храм, представляющий собой на то время самое грандиозное сооружение, когда-либо возведенное из мрамора. Эфесцы, решившие почтить Артемиду святилищем, превосходящим по своей красоте все прочие культовые сооружения, известные в те времена, поручили строительство храма прославленному зодчему Хейрсифрону из Кносса.

Местом для строительства Артемисиона (так здесь называли храм) зодчий избрал болотистую низменность на окраине Эфеса, подле устья реки Каистр. Такой выбор был обусловлен тем, что в этой местности нередко происходили землетрясения, а на пружинистом болотистом грунте колебания земли были бы менее разрушительными. Чтобы свести на нет даже наименьший риск повреждений храма землетрясением, Херсифрон приказал выкопать глубокий котлован и засыпать в него смесь древесного угля и хлопка, а уже на эту основу, призванную гасить подземные толчки, установить фундамент грандиозного святилища.

Строительство храма Артемиды продолжалось 120 лет. В нем принимали участие все города и государства Малой Азии. Скажем, Лидийский царь Крез, тот самый, богатства которого вошли в пословицу, прислал мраморные колонны, украшенные рельефными изображениями богов, о чем свидетельствуют две надписи на сохранившихся основаниях колонн. Когда же, наконец, строительство храма завершилось, он вызвал удивление и восторг у всех, кому довелось любоваться величественным и одновременно изящным мраморным сооружением. Фасады украшали скульптуры и барельефы, созданные прославленными мастерами тех времен.

Но простоял тот Артемисион не более ста лет. Летом 356 года до н. э. городской безумец по имени Герострат, жаждущий прославить свое имя, поджег храм. Нет достоверных данных, как ему удалось это сделать, но известно, что огонь стремительно охватил потолок, изготовленный из драгоценного ливанского кедра, и вскоре святилище превратилось в гору раскаленного камня.

Согласно преданию, именно в ночь сожжения храма македонская царица Олимпиада родила мальчика, которому суждено было стать властелином античного мира. Счастливый отец, царь Филипп, нарек сына Александром.

Когда через 23 года Александр Македонский, уже освященный славой великого завоевателя, подошел к стенам Эфеса, работы по восстановлению святилища Артемиды шли полным ходом. Эллины-эфесцы дружественно встретили Александра, и царь решил отблагодарить новых союзников значительными денежными пожертвованиями на восстановление Артемисиона. При этом полководец пожелал, чтобы в храме установили мраморную стелу, на которой были бы записаны его великие деяния. Однако, в глазах эфесцев македонец Александр оставался варваром, то есть человеком, родной язык которого был не греческий. А прославлять варвара в греческом храме было недопустимо.

Чтобы не разгневать могущественного царя прямым отказом, эфесцы прибегли к дипломатической хитрости: они провозгласили Александра равным богу. Это дало возможность жрецам Артемиды указать царю, что богу не приемлемо возводить храмы другим богам, так что Артемисион достроили без участия царя Македонии.

Работы возглавлял архитектор Хейрократ. За основу он принял проект своих предшественников, но сделал храм более высоким.

Артемисион, возведенный по замыслу Хейрократа, занимал огромную площадь – 110 на 55 метров. Как сообщает римский ученый Плиний Старший, храм окружали 127 мраморных колонн. Их высота достигала 18 метров. Это приблизительно уровень крыши современного шестиэтажного дома.

В храме, сложенном из белоснежных мраморных плит, стояла 15-метровая статуя богини, созданная из драгоценного дерева, слоновой кости и золота. Долгое время было неизвестно, какой вид она имела на самом деле, пока в 50-х годах прошлого века не была найдена золотая античная монета с изображением храмовой статуи Артемиды Эфесской, а со временем археологами была обнаружена и небольшая копия статуи.

Немало выдающихся греческих художников и скульпторов украшали Артемисион своими творениями. Прославленный афинский скульптор Пракситель создал барельефы на фризах. Другой знаменитый мастер, Скопас, выполнил чудесную резьбу колонн. Особое место занимали картины, принадлежащие кисти Апеллеса, выдающегося художника, который был родом из Эфеса. Таким образом, Артемисион был одним из крупнейших и наиболее прославленных музеев античности. Его картинная галерея была не менее известна, чем собрание живописи в пропилеях Афинского Акрополя.

Однако, не только картины и скульптуры хранились в эфесском храме. Святилище издавна было еще и сокровищницей, и банком. Свои деньги, золото, драгоценные украшения доверяли храму Артемиды на сохранение не только частные особы, но и государства.

Греческий полководец Ксенофонт, который более прославился своими историческими произведениями, упоминает, что, отправляясь в поход, он оставил здесь крупную сумму денег. Пока он отсутствовал, жрецы имели право свободно распоряжаться деньгами, а в случае гибели вкладчика – все оставалось храму. Военная удача не отвернулась от Ксенофонта, он вернулся с победой, и в знак благодарности построил в Греции на сохраненные деньги небольшой храм Артемиды, который был точной копией эфесского.

Уже гораздо позже, во ІІ столетии нашей эры, когда Эфес стал столицей римской провинции Азия, храм Артемиды не утратил ни своего значения, ни богатств. Римляне признали его «сокровищницей Азии». Вот что сообщает об этом римский писатель Дион Хризостом: «В сокровищницу храма Артемиды в Эфесе вложены большие деньги не только эфесцев, но и иностранцев, а также деньги, которые принадлежат другим городам и царям. Они хранят здесь деньги для безопасности, – продолжает писатель, – потому что никто и никогда не осмелится осквернить или разорить это священное место, хотя и были многочисленные войны, во время которых Эфес неоднократно был взят».

К этому добавим, что и при греках, и при римлянах святилище Артемиды владело священным правом убежища и защиты. На территории храма никто не смел задержать ни государственного преступника, ни раба, сбежавшего от жестокого хозяина, ведь они находились под защитой Артемиды.

Слава о красоте и сокровищах Артемисиона облетела весь античный мир. И эта известность в 263 году н. э. привлекла сюда орды готских племен. К тому времени Римская империя утратила былое могущество, и уже не имела возможности оборонять свои границы и провинции. Готы захватили Эфес, и разграбили знаменитое святилище.

Вскоре в Малую Азию пришло христианство. Культ Артемиды сменился поклонением Деве Марии, а разоренное святилище богини воспринималось христианами лишь как капище языческого идола. Наместники византийских императоров позволяли горожанам брать в развалинах Артемисиона мраморные плиты для возведения своих домов, словно из каменоломни. Из обломков эллинского храма была построена и церковь. Небольшая византийская часовня стоить здесь и сегодня. Кстати, когда в Константинополе возводили собор святой Софии (VI в.), его украсили колоннами античных храмов, которые собирали по всей империи. Есть в соборе и несколько колонн, которые когда-то украшали Артемисион.

Не меньший вред храму Артемиды нанес и болотистый грунт, который, по замыслу зодчего Хейрократа, должен был защитить сооружение от землетрясений. Все, что осталось от святилища, поглотило вязкое болото. Река Каистр занесла илом не только Артемисион, но и эфесский порт (сегодня от побережья Средиземного моря Эфес отделяет 6 км суши).

Лишившись выхода к морю некогда, цветущий город быстро пришел в упадок, и когда турки захватили Эфес в 1426 году, перед ними предстали лишь развалины. Завоеватели не стали восстанавливать Эфес, а построили в долине городок Сельчук, используя мрамор древних руин как строительный материал. Теперь болото, которое поглотило остатки храма Артемиды, находится на окраине этого провинциального турецкого города.

Единственное напоминание о когда-то великолепном храме Артемиды – одинокая ионическая колонна, сложенная в XIX веке из обломков посреди камышей. До этого времени никто не мог указать, где именно находилось легендарное чудо света. Подтверждением точного местонахождения храма Артемиды история обязана английскому архитектору и инженеру Джону Тертлу Вуду, сотруднику Британского музея. Свои изыскательские работы он начал в 1863 году, а продолжались они несколько лет.

Ключом к разгадке местонахождения храма стала надпись, обнаруженная при раскопках античного театра в Эфесе. В ней указывалось, что храм Артемиды Эфесской лежит в направлении Священной дороги, прямо на север. Джону Вуду удалось откачать болотные воды, и на глубине более шести метров были найдены фундаменты храма, а под ними – следы святилища, сожженного Геростратом.

Экскурсии к храму Артемиды

Историческая местность, где когда-то поражал людей своим величием храм Артемиды, находится в пределах городка Сельчук, в 700 м от автовокзала и в 20 км от популярного курорта Кушадасы.

Из Кушадасы в Сельчук лучше добираться на долмуше (турецкой маршрутке). Это удобнее, чем на автобусе, и дешевле, чем на такси (около 5 турецких лир).

Посещение самой достопримечательности бесплатное.

Кроме того, это место можно осмотреть, отправившись на автобусную экскурсию в Эфес из любого курортного города Турции. Сам античный город, благодаря реставрационным работам, хорошеет год от года, а объект под названием «храм Артемиды» входит в традиционный список исторических достопримечательностей популярного туристического маршрута. Для его осмотра достаточно четверти часа, но, безусловно, эта историческая местность достойна посещения.

Если повезет, вы увидите здесь трогательное и символическое действо: время от времени сюда приходит какой-нибудь из живущих по соседству мальчишек, и, сидя на берегу болота, поглотившего руины одного из Семи чудес древнего мира, старательно выводит на простой дудочке ноты национальных турецких мелодий. Эта парадоксальная сцена – своеобразная эпитафия античной эпохе, и она, действительно, производит впечатление. Музыкант же, в свою очередь, совершенно справедливо рассчитывает на щедрое поощрение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: