Зил участвующий в параде. Военные, но мирные: все парадные автомобили ссср и россии

«Говорит и показывает Москва. Слушайте и смотрите Красную площадь! Парад Победы!», - ежегодное торжественное прохождение парадных расчётов по Красной площади стало неотъемлемым символом 9 мая. А вот символом самого парада, пожалуй, можно назвать... автомобили. Менялись правители и военачальники, но неизменными участниками каждого парада оставались роскошные фаэтоны командующего и принимающего.

«Товарищи! Будьте бдительны, неустанно овладевайте военным делом, с удесятерённой энергией на всех участках социалистического строительства крепите экономическое и военное могущество нашей прекрасной Родины!», - последний предвоенный парад, на котором выступал народный комиссар обороны СССР Семён Тимошенко, проходил нервно. Все прекрасно понимали, что войны не избежать, хотя отсрочить безжалостную мясорубку можно - главное показать, как «значительно укрепилась оборонная мощь советского государства». Прогрохотали сапогами солдаты и офицеры, пророкотали моторами мотоциклы и боевая техника, пролетели военные самолёты... За всем этим наблюдали дипломаты иностранных государств.

Колонну бронетехники возглавлял необычный автомобиль - как писал журнал «За рулём», «изящный, хорошо отделанный фаэтон, с красивой обтекаемой формой кузова». Этот автомобиль - открытый ЗИС-102, лишённая жёсткой металлической крыши модификация лимузина ЗИС-101. Элегантному стремительному фаэтону прочили большое будущее - тогда командующий и принимающий парад разъезжали по брусчатке Красной площади на породистых рысаках, но появление красивой парадной машины могло изменить устоявшийся порядок: почему бы военачальникам не пересесть на автомобили? Однако Иосиф Сталин категорично отрезал: «Не будем менять хорошую традицию Советской армии».

На смену рысакам автомобили пришли только после смерти «железного Иосифа», в 1953 году. Во время майского парада, «посвящённого Международной солидарности трудящихся», на брусчатку главной площади страны выехал 4-дверный фаэтон ЗИС-110Б - открытая версия шестиоконного лимузина ЗИС-110. Под конец войны этот лимузин поручил создать лично Сталин, а потому семейство автомобилей для верхушки советского правительства получилось похожим на машины Packard (об истории американской марки подробно рассказывал Данила Михайлов). Эту марку вождь очень любил, и конструкторы, зная предпочтения Иосифа Виссарионовича, первый представительский автомобиль СССР рисовали по образу и подобию роскошной модели Super Eight 180 образца 1942 года. Одновременно поглядывая на другую машину из Америки - Buick Limited, которая оказалась более широкой и просторной, нежели «Паккард».

В основу ЗИС-110 инженеры положили внушительную лонжеронную раму, усиленную мощной крестовиной, поэтому весил пустой ЗИС-110 немало - больше 2,5 тонны! Поэтому двигатель от предшественника, ЗИС-101, оказался для массивной машины слабоват и конструкторам пришлось создавать новый силовой агрегат - рядную 6,0-литровую «восьмёрку», выдававшую по нынешним меркам скромные 140 л.с. Для этого мотора нефтяникам даже пришлось начать выпуск нового сорта бензина, А-74. Всего «1-м автомобильным заводом им. И.В. Сталина» (заводом имени Лихачёва он станет только 26 июня 1956 года) было выпущено 2089 открытых «зисов», многие из которых работали... таксомоторами.

В шестидесятых старые добрые ЗИС-110 отправили «на пенсию», а их место заняли кабриолеты нового поколения - ЗИЛ-111В. При создании этого автомобиля снова не обошлось без стилистического влияния «американцев»... Но если «десятка» являлась копией конкретных моделей, то дизайн «одиннадцатого» представляет собой некий собирательный образ «типичного американского автомобиля» конца пятидесятых. Под капотом нового семейства появилась V-образная «восьмёрка» (родственник этого мотора - двигатель грузовика ЗИЛ-130), но самой главной инновацией, применённой на ЗИЛ-111, безусловно, стала двухступенчатая автоматическая трансмиссия.

ЗИЛ-111Д также известен как участник печальной истории. В январе 1969 года Москва встречала космонавтов Волынова, Елисеева, Хрунова и Шаталова, которых на кремлёвский приём везли из аэропорта «Внуково». Возле Боровицких ворот кортеж попал под обстрел: младший лейтенант Виктор Ильин готовил покушение на Брежнева, но не знал, что внутри машин находятся только космонавты, а Леонид Ильич доехал до Кремля на другом автомобиле и другим маршрутом

С 1960 по 1962 годы было выпущено двенадцать (!) открытых машин, а затем производство и лимузинов, и кабриолетов ЗИЛ-111 было свёрнуто. А всё потому, что Никита Хрущёв лично «попросил» обновить внешность представительских автомобилей. По легенде, тогдашнему первому секретарю ЦК КПСС не понравилось, что машина для правительственной верхушки похожа на появившуюся годом позже ГАЗ-13 «Чайка», полагавшуюся руководству среднего звена. Также Хрущёва поразил новейший Lincoln Continental Джона Кеннеди , на фоне которого советский ЗИЛ казался бедным родственником. В общем, «одиннадцатый» спешно обновили, создав ЗИЛ-111Г. Открытая версия машины получила индекс 111Д.

Правда, «дореформенные» ЗИЛ-111В выезжали на Красную площадь до 1967 года! Новые кабриолеты сменили предшественников на параде, посвящённом 50-летию Октябрьской революции, и несли службу до середины семидесятых. Затем трудовую вахту приняла очередная генерация правительственных кабриолетов, ЗИЛ-117В. Впервые дизайнеры - их тогда называли художниками, - получив абсолютную свободу, создавали новую машину без оглядки (вернее, почти без оглядки) на иностранных конкурентов, так что экстерьер получился самобытным, строгим и менее подверженным влиянию переменчивой моды, чем кузова предшественников. Другое нехарактерное для автомобилей марки «ЗИЛ» решение - наличие короткобазной (ЗИЛ-117) и длиннобазной (ЗИЛ-114) версий.

К 60-летию Октябрьской революции инженеры «Завода имени Лихачёва» решили подготовить «подарок» - обновить классические черты правительственных автомобилей. Немного изменились пропорции (капот стал длиннее, а багажник - короче), были подкорректированы оформление передней и задней частей кузова, элементы оперения... Машина получила заводской индекс ЗИЛ-115 и общеотраслевой - ЗИЛ-4104. В 1981 году несколько укороченных седанов (историки продолжают спорить, сколько машин было создано) послужили основой для постройки очередной генерации парадных кабриолетов, которые внешне выглядели как представители семейства ЗИЛ-115, но получили менее мощный двигатель от предшественника, ЗИЛ-114.

Эти кабриолеты прослужили «главными парадными автомобилями страны» больше четверти века. В 2006 году Министерство обороны задумало вывести на Красную площадь принципиально новые машины - внедорожники ГАЗ «Тигр». Буквально за полгода нижегородские инженеры «скроили» несколько двухдверных кабриолетов. По части механической начинки «парадный» внедорожник отличался от обычного только коробкой передач (вместо «механики» поставили «автомат») да оформлением салона. Вот только высокому армейскому начальству «Тигры» не приглянулись, и сейчас брутальные гиганты чёрного цвета несут службу... в Санкт-Петербурге.

А вот для главного, московского, Парада Победы взамен древних ЗИЛ-115В пришлось строить гибрид, пусть и напоминающий классические парадные «зилы», но таковым не являющийся. На шасси американских пикапов GMC Sierra (прочитать про этого «монстра» вы можете в материале GMC Sierra 1500 - настоящая американская мечта живьем) водрузили переделанные кузова от подержанных (!) седанов ЗИЛ-41041. Этим проектом занимались специалисты нижегородской компании «Атлант-Дельта» (она принадлежит Олегу Дерипаске и славится реализацией необычных задумок: например, созданием роскошных яхтенных интерьеров), поскольку столичный ЗИЛ проиграл тендер. Кстати, именно поэтому нижегородцам пришлось использовать подержанные кузова - новые зиловцы попросту отказались продать.

Интересно, что классические парадные кабриолеты, независимо от поколения, всегда были неизменного серого - как оттенок зимней генеральской шинели - цвета. Но нижегородско-американские «гибриды» нарушили советскую традицию - их кузова выкрашены чёрным! Смена колера объясняется просто: до недавнего времени парад принимал штатский министр. В чёрном костюме. А теперь, когда Министерство обороны снова возглавил генерал армии... Нет, машины перекрашивать не планируют, хотя строгим чертам «главных кабриолетов страны» благородный серый колер подходит гораздо больше, нежели траурный чёрный. Может только следующее поколение парадных кабриолетов (в рамках проекта «Кортеж» будет создан не только лимузин для президента, но и новое поколение открытых машин) обретёт привычную расцветку. Но это случится не раньше 2015 года.

Алексей Кованов

Уже давно не секрет, что черные кабриолеты, которые с 2010 года участвуют в параде Победы на Красной площади, только внешне похожи на классические ЗИЛы. Я же постараюсь рассказать о том, как эти машины появились на свет и почему сам Завод имени Лихачева не смог пропихнуть на службу собственные аналоги.

Впервые открытые машины приняли участие в параде 7 ноября 1953 года - тогда белых жеребцов на службе сменили фаэтоны ЗИС-110Б. Открытые версии были и у всех последующих моделей ЗИЛ, а последним парадным автомобилем советских времен стал ЗИЛ-41044 образца 1981 года. На заводе тогда сделали пять кабриолетов: один для испытаний, один для Мосфильма и три - для парадов. Кстати, а почему три? Ведь по Красной площади всегда ездят только два кабрика. Оказывается, для парадов с самого начала готовили по три автомобиля. Третий - резервный, он всегда скрыт от глаз и дежурит у Спасских ворот Кремля на случай поломки одной из основных машин. Говорят, за шестьдесят пять лет резерв так ни разу и не понадобился - оно и к лучшему, ведь в ином случае погоны с плеч полетели бы в тот же день.

А знаете, почему все парадные ЗИСы и ЗИЛы были окрашены в унылый серо-стальной цвет, хотя номенклатурные машины сплошь черные? Все просто: это цвет армейской шинели. Ведь при СССР основной парад проводили вовсе не в День Победы, а 7 ноября - на годовщину Октябрьской революции. Естественно, поздней осенью военные чины облачались в теплую одежду, под цвет которой и красили парадные машины.

Но после развала СССР канул в Лету и «день седьмого ноября», а парады начали проводить 9 мая. Пассажиры открытых ЗИЛов переоделись в более легкую военную форму, а в 2001 году министр обороны Сергей Иванов и вовсе сменил ее на традиционный черный костюм. Но сами машины все это время оставались прежними. Не просто той же модели, а именно те же кабриолеты 1981 года постройки!

Конечно, они были окружены заботой и вниманием, постоянно проходили техническое обслуживание, а их пробег за все время не так уж велик (с учетом двухмесячных репетиций парада открытые ЗИЛы ежегодно проезжают около 4000 км). Но когда в 2007-м на пост министра обороны был назначен Анатолий Сердюков, возраст серо-стальных парадников уже перевалил за четверть века - пора было на пенсию.

Именно Сердюков сразу после своего назначения инициировал замену парадных кабриолетов. Вот только исполнителем был выбран не ЗИЛ, а небольшая компания Атлант-Дельта, принадлежавшая Олегу Дерипаске. Изначально основанная в 2000 году, она занималась лишь обслуживанием машин из служебного гаража Дерипаски, но потом там начали реставрировать и переделывать старые автомобили. Генеральным директором Атлант-Дельты был назначен бывший начальник кремлевского ГОНа (Гаража особого назначения) Юрий Кружилин, а техническим директором - военный инженер Игорь Мазур, до этого работавший личным водителем Дерипаски.

Первоначальный план предполагал глубокую модернизацию шести «действующих» кабриолетов - московских (ЗИЛ-41044) и питерских (еще более древних ЗИЛ-117В). Но быстро стало понятно, что их переделка получится очень кропотливой и займет больше года, то есть к следующему параду военные могли остаться вообще без торжественных машин. О замене кабриолетов иномарками не могло быть и речи: Министерство обороны настаивало, что в День Победы на Красную площадь должны выезжать именно ЗИЛы. Вариант разработки новых кабриолетов с нуля тоже не рассматривался: для этого нужен совсем другой уровень инжиниринга и совсем другие затраты, что нам впоследствии доказал проект Кортеж.

Тогда Кружилин и Мазур предложили соломоново решение - строить кабриолеты с зиловскими кузовами, но на шасси зарубежных автомобилей-доноров. Понятно, что военные восприняли эту идею без энтузиазма, однако, как потом оказалось, это было верное решение. Создавать новые автомобили планировали только для Москвы, то есть в трех экземплярах. А на смену питерским «сто семнадцатым» впоследствии были построены , причем значительную часть работ по их переделке тоже взяла на себя Атлант-Дельта.

Парадный Тигр (ГАЗ-СП46)

Что касается парадников для Москвы, то техническое задание на автомобили в Атлант-Дельте разработали совместно с ГАБТУ (Главное автобронетанковое управление Министерства обороны): по габаритам и компоновке новые машины должны были полностью копировать прежние кабриолеты, но внешне соответствовать зиловским лимузинам последнего поколения - модели 41047. Черный цвет кузова и интерьера утвердил лично Сердюков - чтобы автомобиль подходил к его костюму (это уже его последователь Шойгу вернулся к военной форме). Техзадание было утверждено в июне 2007 года - менее чем через полгода после старта проекта.

Брошюра Атлант-Дельты с пометками Сердюкова

С донорами агрегатов определились довольно быстро: из США заказали три новых пикапа GMC Sierra 2500 с бензиновой шестилитровой «восьмеркой» мощностью 353 л.с., шестиступенчатым «автоматом» и задним приводом - по размерам шасси они подходили практически идеально, рамная конструкция здорово облегчала процесс замены кузова (тем более что и сами ЗИЛы рамные), а цены в США начинались всего от 30 тысяч долларов. А вот раздобыть зиловские кузова оказалось гораздо сложнее.

GMC Sierra 2500 образца 2006 года

Сначала Юрий Кружилин попытался купить их непосредственно на ЗИЛе - на тот момент на заводе находилось девять кузовов «короткой» модели ЗИЛ-41041 в разной степени готовности. Но о планах Атлант-Дельты тогда узнал фактический «хозяин» ЗИЛа Юрий Лужков. Естественно, в нем взыграла обида и собственная гордость. Продажу кузовов он запретил и приказал мобилизовать все оставшиеся силы шестого цеха (то есть «легкового подразделения») ЗИЛа, чтобы восстановить историческую справедливость и построить новые парадные кабриолеты самостоятельно. Так в Атлант-Дельте нажили себе конкурента.

После осечки с заводом Кружилин с Мазуром начали искать подержанные ЗИЛы, которые было бы не жалко отправить на «перепилку». Поиски заняли почти полгода, в итоге к концу 2007-го были куплены три «коротких» седана ЗИЛ-41041: один нашли в Московской области, второй - в Волгограде, а за третьим пришлось ехать в Черкесск. Все машины имели чистые документы, но были в плачевном состоянии - разукомплектованные, с прогнившими кузовами. Почти все внешние панели пришлось «выстукивать» заново, попутно превращая четырехдверные закрытые кузова в двухдверные открытые и подгонять их под новые шасси (понадобились новые точки крепления).

Впоследствии к работе подключился Александр Горчаков - бывший главный конструктор легковых ЗИЛов, который на момент постройки новых кабриолетов уже занимался специальными проектами на ГАЗе, тоже входящем в империю Дерипаски. Кстати, и сам ГАЗ поучаствовал в создании парадных машин: там были изготовлены все хромированные детали кузова.

А вот оформлением салона в Атлант-Дельте занимались самостоятельно. Приборы и основная фурнитура перекочевали с донорских пикапов GMC, но пластиковые панели созданы заново. Некоторые детали заимствованы у других автомобилей (например, дефлекторы вентиляции - от Волги ГАЗ-31105 последних выпусков), а кожаную обшивку вручную скроила специально нанятая супружеская пара портных. Она же занималась пошивом матерчатого верха.

Складная крыша вообще особая гордость Атлант-Дельты. По словам Юрия Кружилина, ее конструкция разработана самостоятельно. При этом механизм складывания с электроприводом получился простым (вручную нужно только отстегнуть два крепления на рамке лобового стекла), а сама крыша в сложенном состоянии - очень компактной: ее чехол едва выступает над поясной линией машины.

Но адаптацией американской техники в Атлант-Дельте не занимались: силовой агрегат и шасси оставили полностью стандартными - даже рессоры задней подвески, изначально рассчитанные на пикап полной массой 4,3 т, менять не стали. «Грузовые» 16-дюймовые высокопрофильные шины Wildcat Touring SLT тоже решили оставить - лишь заказали в Штатах точно такие же, но с белыми боковинами. По словам создателей, даже в таком виде шасси обеспечивает кабриолетам очень мягкий ход - то, что нужно для брусчатки на Красной площади.

На постройку трех кабриолетов у Атлант-Дельты ушло два года: первая машина была готова в ноябре 2009-го, вторая подоспела через месяц, а третья - в конце января. Тогда же всю троицу отвезли в Нижний Новгород на газовский полигон и провели короткий курс испытаний (по 1500 км), а к весне машины были официально зарегистрированы и получили заводской индекс ГАЗ-СП45, а для народа - ЗИЛ-41041 АМГ. Почему АМГ? Даже создатели не смогли объяснить. При этом под капотом у машин остались зиловские заводские таблички с индексом 41041, принадлежавшим донорским седанам.

А что же сам ЗИЛ?

Получив от Лужкова необходимое финансирование, в 2008 году на умирающем автогиганте начали работу над тремя собственными кабриолетами. Казалось бы, давняя проблема с отсутствием денег решена - что еще нужно? А нужны были люди, которых в шестом цехе ЗИЛа практически не осталось. Сохранился лишь костяк коллектива, причем средний возраст «заслуженных работников» приближался к пенсионному. В итоге своими силами удалось лишь «творчески переосмыслить» дизайн лимузина, которым занимались в компании Депо-ЗИЛ (автор его облика - Гера Калитин). Но именно внешность и стала, мягко говоря, самым спорным элементом новых кабриолетов. Задумка была неплохая - сделать светотехнику с отдельными круглыми секциями, как у внедорожников Range Rover. Однако исполнение получилось никудышным. Причем люди, имеющие отношение к проекту, утверждают, что другие предложенные варианты были еще хуже.

Общую конструкцию и размеры кузова оставили прежними, как у серо-стальных парадников восьмидесятых годов, - даже продольные лонжероны рамы усилили точно так же. Кузовные панели «выстукивали» заново (их рельеф отличается от старых зиловских машин), для чего пришлось реанимировать и без того поношенное оборудование. Двигатель (за исключением системы питания), ходовую часть и подвеску с торсионами и рессорами без изменений взяли с модели 41041.

Все остальное пришлось заказывать у сторонних фирм. Например, у Депо-ЗИЛ были заимствованы система распределенного впрыска топлива Bosch и «автоматы» Allison, которыми компания оснащала подержанные ЗИЛы взамен оригинальных компонентов. Причем денег за это в Депо не получили: оплата прошла в счет аренды помещений. Модернизированный двигатель V8 объемом 7,7 л развивает «не менее 340 л.с.» - дальше его крутить заводчане не стали, пожалев старенький моторный стенд. Светотехнику, зеркала и бамперы заказали в московском ателье Карди, а складную мягкую крышу - у малоизвестной немецкой фирмы FMS. Интересно, что поставить собственную крышу образца 1981 года на ЗИЛе попросту побоялись: никто не захотел брать на себя ответственность за возможные поломки устаревшей капризной конструкции. Но и немецкая крыша получилась неудачной - громоздкая, со сложным тросовым приводом складывания, который очень требователен к регулировке и смазке.

К концу 2008 года конструкция автомобиля сложилась практически полностью, открытым был лишь вопрос интерьера: оставлять старый салон родом из семидесятых нельзя, а «нарисовать» его заново на заводе не было никакой возможности. Сперва зиловцы обратились в Карди, но их услуги оказались слишком дорогими. Тем временем в одном из арендованных помещений ЗИЛа кипела работа над первым суперкаром Marussia - созданием прототипа занималась команда из ателье Визель-Дизайн во главе с выпускником строгановки Глебом Визелем. К нему и обратилось руководство завода с предложением сделать интерьер для парадных кабриолетов, которые получили отраслевой индекс ЗИЛ-410441.

За работу взялись сам Глеб и работавший у него Валерий Челноков, который имел за плечами пятнадцатилетний стаж работы макетчиком в НТЦ АвтоВАЗа. Работать пришлось в авральном режиме: Министерство обороны ждало новые машины к началу 2010 года, то есть на создание салонов для трех автомобилей с чистого листа у Визеля и Челнокова был лишь год. А на этапе сборки ребят ждала подстава.

Для создания посадочного макета салона и отработки эргономики дизайнеры сняли размеры с одного из уже сваренных кузовов. На этом макете были вылеплены детали интерьера, с которых потом сняли 3D-модель, - и по ней изготовили полиуретановые панели. Но ведь каждый зиловский кузов делается практически вручную и имеет свою собственную геометрию! В один автомобиль - тот самый, с которого снимались размеры, - интерьер встал как родной. А вот в двух других машинах зазоры и нахлесты достигали двух сантиметров! В результате уйма времени ушла только на подгонку.

Но сам интерьер получился неплохим. Сиденья и все панели обтянуты кожей наппа и Дайтона (пошивом занималась московская фирма Макситек). Вставки - из настоящего дерева, причем использован довольно редкий и дорогой кап африканской мадроны, тогда как у машин Атлант-Дельты все «дерево» сделано из пластика. Комбинация приборов изготовлена по заказу на заводе Автоприбор. Но не обошлось и без чужеродных элементов. Например, в глаза бросаются дефлекторы вентиляции от Audi, а в конструкции сидений использованы пружины и каркас от Мерседеса S-класса серии W140 - они идеально подошли по габаритам.

Однако некоторые идеи так и остались нереализованными. Например, блоки управления «климатом» у готовых машин - от вазовской Приоры, а на месте мультимедиасистем стоят заглушки. Собственный блок «климатики» разработан, но в последний момент успели изготовить только два экземпляра, а с покупкой мультимедии зиловцы оттягивали до последнего. И дотянули до того, что все это стало никому не нужно… Почему?

Причина вовсе не в том, что к началу 2010 года, когда уже готовился первый показ на автобазе Министерства обороны, Атлант-Дельта подготовила полный комплект из трех автомобилей, а у ЗИЛа был полностью закончен лишь один. И не в том, что с этой единственной машиной у зиловцев постоянно возникали какие-то проблемы - то двигатель откажется заводиться, то механизм крыши заклинит. Достаточно вспомнить, что изначально Министерство обороны разместило заказ именно в компании Атлант-Дельта. Военные попросту не ждали зиловские машины, они с самого начала были никому не нужны.

Взять хотя бы процесс «приемки» машин. По одной из легенд, Сердюков в сопровождении Дерипаски осмотрел уже готовый кабриолет Атлант-Дельты еще до официального конкурсного показа. После этого Сердюков привез машину на дачу к тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву, где они вдвоем как следует погоняли по окрестным дорожкам и остались очень довольны. Естественно, про заводские машины уже никто не вспоминал.

Костяк создателей кабриолетов ЗИЛ-410441 (слева направо): специалист по электрооборудованию Рудольф Левинсон (работал на заводе с пятидесятых годов), заместитель главного конструктора Михаил Попов, заместитель директора производства Андрей Овчинников, заместитель начальника шестого цеха Михаил Михайлов

Хотя зиловцы настойчиво пытались пристроить свои кабриолеты, используя сохранившиеся связи и знакомства в госструктурах. Сначала привезли машины прямо к зданию Министерства обороны, а позже приехали на полигон в подмосковное Алабино, где уже вовсю шли репетиции парада с участием новеньких машин Атлант-Дельты. Тогда в перерыве между заездами на зиловских машинах проехались «парадные» водители и вроде бы даже остались довольны. Но их мнение было уже не важно. Пропихнуть зиловские кабриолеты не смог даже Лужков, стремительно теряющий политический вес. Формальной причиной отказа от этих машин стал незавершенный цикл приемочных испытаний на военном полигоне в Бронницах.

Но, положа руку на сердце, стоит порадоваться, что на службу в итоге приняли именно автомобили Дерипаски. Ведь для парадной машины важна не мощность двигателя или оформление салона, а внешний вид. Во время парада на эти автомобили с экранов телевизоров смотрит не только вся Россия, но и зрители в других странах. И строгий зиловский облик атлант-дельтовских машин, освеженный лишь белыми рассеивателями поворотников, выглядит гораздо выигрышнее пошлых «тюнинговых» фар заводских автомобилей. А массивный «горб», прикрывающий сложенную крышу? Вдобавок у шасси GMC колея шире зиловской почти на 90 мм (1732 мм против 1643 мм), поэтому визуально кажется, что кабриолеты на американских шасси крепче стоят на колесах.

Позже один из трех построенных зиловских кабриолетов все же обрел хозяина: весной 2011 года его купил президент Украины Виктор Янукович. Машина ушла в его ялтинскую летнюю резиденцию, а впоследствии ее хотели использовать на параде Победы в Киеве и на открытии чемпионата по футболу Евро-2012, но на публике машина так и не появилась. Говорят, в гараже Януковича пришли в ужас от качества ЗИЛа: кузов кривой, двигатель работает неровно, бензонасос хандрит… Хотя специально для Украины на ЗИЛе полностью перетряхнули салон, установили передние сиденья от BMW со встроенными ремнями безопасности (на парадных машинах их нет) и сменили черную кожаную обшивку на кремовую, однако от аудиосистемы покупатели отказались.

Доработанный ЗИЛ-410441 перед отправкой Януковичу

Два оставшихся кабриолета еще долгое время стояли в шестом цехе ЗИЛа и даже пережили модернизацию электрооборудования. Зачем? Зиловцы прознали, что после первого же парада на Красной площади на машинах Атлант-Дельты появились трещины в порогах и днище кузова. Возникла надежда, что Министерство обороны все-таки возьмет заводские машины. Но люди Дерипаски свои автомобили доработали, усилили кузова - и выкатили на все последующие парады.

Так бесславно закончилась последняя попытка ЗИЛа реанимировать производство легковых машин. Впрочем, попытка кустарная и плохо подготовленная. По данным Авторевю, на разработку и производство трех кабриолетов было потрачено всего 8 млн рублей, то есть по 2 млн 660 тысяч на машину, - копейки для автомобилей такого класса.

Поначалу многие коллекционеры были готовы отдать за эти уникальные кабриолеты немаленькие суммы, но машины так и остались в собственности завода, пережили его кончину и вместе с шестым цехом перешли к частной фирме МСЦ6 АМОЗИЛ (Механосборочный цех №6). Уже под началом нового руководства заводчане в 2014 году достроили четвертый экземпляр кабриолета, который был заложен с самого начала лично для Юрия Лужкова, но так ему и не достался, простояв несколько лет в недособранном состоянии.

Примерно тогда же начали сборку пятого кабриолета - его показали на Московском автосалоне 2016 года. И эта машина уже имела классическую зиловскую светотехнику, хотя пластиковые фартуки бамперов изготовлены заново. Интерьер - с передней панелью как у стандартных моделей семейства 4104, но с современными передними сиденьями, которые имеют электропривод и встроенные ремни безопасности, и медиасистемой. А мотор вместо впрыска был оснащен карбюраторной системой питания.

По официальной версии, автомобиль с индексом ЗИЛ-41041 (изначально он принадлежал седану) изготовлен к 100-летию завода. Кабриолет сразу же выставили на продажу, однако сейчас он стоит в музее ЗИЛа в Сокольниках. Хотя предыдущие экземпляры, судя по сайту фирмы МСЦ6, еще можно купить.

Кабриолеты ЗИЛ-115В, которые вот уже многие годы подряд используются на парадах на Красной площади, были изготовлены в 1981 г. всего в трех экземплярах. Таким образом, они стали раритетами на ходу. В отличие от других легковушек отечественного автопрома, эти машины и сейчас достаточно совершенны и современны. Ну а в начале 1980-х годов «навороты» парадных кабриолетов ЗИЛ-115В - автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, электростеклоподъемники, кондиционер, электроподъемник тента, электрическая регулировка водительского сиденья, дистанционное управление зеркалами заднего вида, автоматическое омывание и очистка фар - даже не снились советским автолюбителям.

Неудивительно, что автомобили прекрасно сохранились. На 147-й автобазе Минобороны РФ с этих машин буквально пылинки сдувают. Хранятся они на базе в специальном отапливаемом закрытом боксе (разумеется, под сигнализацией). За ними ухаживают специалисты из числа гражданского персонала базы. Парадный автомобиль ЗИЛ-41044 (ЗИЛ-115В по заводской индексации) был создан на базе серии моделей ЗИЛ-4104. От своих предшественников кабриолет отличается прежде всего укороченной на 580 мм базой. Для повышения надёжности продублирована система зажигания, установлены два аккумулятора, два бензонасоса.

Технические характеристики:

Двигатель – карбюраторный, V-образный.

Число и расположение цилиндров - 8,

Рабочий объём - 7695 см³. Мощность - 315 л. с. при 4400 об./мин.

Максимальный крутящий момент - 608 Н м при 2500 об./мин.

Привод - задний.

Коробка передач - трехступенчатая, автоматическая.

Максимальная скорость - 190 км/ч.

Разгон до 100 км/ч - 13 с. Средний расход топлива - 22 л/100 км.

Длина/ширина/высота - 5750/2086/1500 мм.

Колёсная база - 3880 мм

Вручную собраны не только двигатель и ходовая часть, но даже кузов - его "выстукивали" на массивной дубовой плахе в специальном цехе завода имени Лихачева. - Это было во время очередной репетиции парада, вспоминает один из организаторов 36 парадов на Красной площади полковник запаса Юрий Шилин. - Тогдашний министр обороны Дмитрий Устинов, тоскливо оглядев предков нынешних 115-х «ЗИЛов», позвал нас и спросил: «Можем ли мы к следующему параду подготовить новый комплекс?» Ответить «да» было непросто: на разработку новых моделей уходит не один год, но ответить «нет» просто невозможно - дело чести. 115-я модель предстала перед Устиновым ровно через девять месяцев. Министр обороны пришел в неописуемый восторг. Долго оглядывал три новенькие машинки, ласкал им бока и наконец вымолвил: "Но ведь никто не поверит, что это русские построили. Надо прикрепить эмблемы ЗИЛа так, чтобы их было отовсюду видно."

Всего было изготовлено три ЗИЛа-115В: в двух машинах на парадах ездят министр обороны и командующий МВО, третья - резервная. За всю историю ЗИЛы ни разу не ломались. За руль лимузинов всегда садятся только офицеры, причем в звании не ниже подполковника. Как правило, это командир автобазы министерства обороны и его заместители.

Возить министра обороны, принимающего парад, особая честь. Водитель в прямом смысле отвечает за его равновесие, на булыжниках Красной площади даже парадный автомобиль изрядно трясет. Правда, некоторые хитрости все-таки предусмотрены. Ехать на этой машине стоя почти так же удобно, как и сидя. Впрочем, для страховки сделан специальный поручень. Когда министр обороны, принимая парад на Красной площади, отдает честь правой рукой, левой он держится за ручку, а со стороны кажется, что он просто стоит по стойке смирно.

Машина оснащена блоком микрофонов и радиостанцией (установлена в багажнике, антенны расположены на задних крыльях). Наверное, мало кто обращал внимание, что микрофоны на парадных ЗИЛах никогда не фонят, не реагируют на порывы ветра и дождевые струи. Во время объезда войск министру обороны и командующему парадом не приходится даже наклонять голову к микрофону: звук рождается как бы помимо их воли, широко разносясь над Красной площадью. Секрет столь удивительной акустики кроется в уникальных технологиях, примененных в комплексе спецсвязи "Репетитор". Здесь даже поролоновые чехлы на микрофонах звукопроводящие. Их замораживали в жидком азоте и вытачивали на токарном станке. Супераппаратура связи верой и правдой служит почти четверть века, и за это время ни разу не давала сбоев.

Не вдаваясь в технические подробности, схема ее работы такая. Через два блока в багажнике ЗИЛа радиосигналы от микрофонов передаются на приемники: подвижные - для тренировок - находятся в двух автобусах, стационарные - на 3-м этаже Никольской башни Кремля. Оттуда сигналы транслируются на Красную площадь и по теле- и радиоканалам. Чтобы исключить любую случайность, на каждую машину устанавливают не один, а два микрофона. В Никольской башне с помощью наушников эфир прослушивает дежурный оператор. При малейшей неполадке в одном микрофоне он переключает связь на другой. Специалисты утверждают, что здесь требуется слух композитора и реакция хоккейного вратаря. Поэтому подготовка оператора занимает годы.

Как и в прежние времена, подготовка к параду для водителей, которых на эти три машины назначают с запасом (четыре-пять человек), начинается загодя. Для начала офицеры привыкают к машине и одновременно проверяют, делая прогоны километров по 100 за городом. Затем начинаются тренировки без войск. Водители отрабатывают все предстоящие на Красной площади маневры: выезд, съезд, остановку, торможение. Таким образом, к первой общей тренировке парадного расчета на Ходынском поле каждый шофер уже хорошо знает свой маневр.

После генеральной репетиции парада создается комиссия. Среди членов комиссии не только должностные лица 147-й базы, но и представители Федеральной службы охраны, завода-изготовителя, Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ, ремонтники, эксплуатационники, военпреды завода. Каждый отвечает за свой участок, осматривает свой сектор. Получается, что комиссия проверяет буквально все в автомобиле (даже обученные отыскивать взрывчатые вещества служебные собаки участвуют в проверке). Затем подписывается соответствующий акт и машина сдается под охрану.

Организовать военный смотр 9 Мая - задача не просто ответственная, но и технически весьма сложная. Все здесь рассчитывают не по минутам - по секундам. Например, чтобы между проходом пеших колонн и техники не было разрыва, отдельно устанавливают скорость для "коробок" и машин. По Красной площади солдаты и офицеры промаршируют со скоростью 5 километров в час, а механики-водители "привяжут" стрелки своих спидометров к отметке 18 км/ч.

Регламентировано даже время объезда войск министром обороны и командующим парадом. На все про все им отводят не более 16 минут По возвращении в филиал водители докладывают начальнику автобазы о выполнении государственной задачи. В прошлом году зашел было разговор о замене парадных автомобилей. Но когда посчитали, в какую копеечку это обойдется казне, от идеи отказались.

З а мощью и грохотом автобронетехники на второй план отходят самые мирные военные автомобили – специальные открытые парадные легковые машины. Во все времена они представляли собой наиболее мощные, совершенные и элегантные фаэтоны и кабриолеты, которые сами по себе служили демонстрацией высших достижений государства.

Первые советские парадные легковушки появились с рождением скромной Победы, открывшей дорогу более мощным и эффектным машинам. Все автомобили такого назначения обычно собирают в нескольких экземплярах на шасси серийных седанов или лимузинов путем отрезания лишних элементов кузовов и насыщая их специальными парадными атрибутами. До недавнего времени их традиционно окрашивали в разные оттенки серого тона, напоминавшие зимние шинели высших военных чинов.

Парадная Победа

Серийный седан ГАЗ М-20 Победа сразу же привлек внимание военных, которые применяли его в качестве разъездных и штабных машин. В 1948 году заводскую программу дополнил кабриолет М-20Б с жесткими рамами боковых окон от седана и мягкой складной крышей, который за неимением ничего другого использовался в военных гарнизонах при проведении парадов. В местных мастерских на них впервые стали монтировать ручки на раме лобового стекла или на спинках передних сидений, за которые во время движения мог держаться принимавший парад офицер.

1 / 2

2 / 2

Первые два специальных парадных кабриолета собрали летом 1949 года на подмосковном Опытном заводе № 38. Они отличались отсутствием боковых оконных рам, механизмом укладки тента и поручнями на спинках передних сидений. Для обеспечения жесткости левая задняя дверь была приварена к кузову. Известно, что эти машины использовали только один раз на параде в Петрозаводске.

1 / 2

2 / 2

С середины 1950-х новая легковая машина ГАЗ-21 Волга широко применялась в вооруженных силах СССР как служебный автомобиль командного и офицерского звена. Единичные образцы парадных версий изготавливали только для собственных нужд в местных мастерских путем срезания крыши, задних и боковых стоек, а штатный тент на них вообще не предусматривался.

ЗИС-110Б

Олицетворением военного превосходства Вооруженных сил СССР и победы в Великой Отечественной войне стали грандиозные парады на Красной площади в Москве, на которые высшие военные персоны выезжали на открытых серебристых автомобилях ЗИС-110Б Московского автозавода имени И. В. Сталина. Созданные в 1949 году для представительских целей, через четыре года они превратились в первые советские специальные парадные автомобили, пришедшие на смену лошадям и ставшие гордостью всей страны.


Базой фаэтона ЗИС-110Б был эффектный 140-сильный лимузин ЗИС-110 с закрытым кузовом с опускавшейся внутренней перегородкой, служивший для доставки высших государственных, партийных и военных чинов Советского Союза. Особенностями открытой версии являлись практичная кожаная обивка и ручной механизм укладки тента. В центральной части салона была установлена рукоятка с кожаной отделкой, позволявшая командующему парадом и принимающему парад маршалам, стоя внутри машины в полный рост, сохранять равновесие во время движения. Машины разных выпусков снабжались остекленными брезентовыми боковыми вставками или стеклами с ручными подъемниками, радиосистемами с микрофонами и усилителями, хранившимися в багажнике.



Впервые два парадных ЗИС-110Б появились на Красной площади 1 мая 1953 года, когда парадом командовал маршал Н. А. Булганин. От этих машин пошла традиция на всех фаэтонах, участвовавших в московских парадах, в центре бампера устанавливать два хромированных спецсигнала и третью фару. Впоследствии ими пользовались маршалы Советского Союза, министры обороны Г. К. Жуков и Р. Я. Малиновский, маршалы К. Е. Ворошилов, К. С. Москаленко и другие, а также высшие военные руководители социалистических стран.


ЗИЛ-111В

В 1958 году Московский автозавод создал 200-сильный лимузин высшего класса ЗИЛ-111. В начале 1960-х на его базе собрали несколько кабриолетов ЗИЛ-111В со складными брезентовыми тентами и гидроподъемниками боковых окон, служившие для встречи важных гостей и первых советских космонавтов. Для военных церемоний были собраны три открытые машины с поручнями и микрофонной стойкой в салоне, которые участвовали в парадах до 1962 года.

1 / 2

2 / 2

Более солидный открытый вариант ЗИЛ-111Д на базе лимузина ЗИЛ-111Г применялся для обслуживания высших чиновников, встречи иностранных гостей и в военных парадах не участвовал.

Парадная Волга ГАЗ-24

В Советской армии новая 95-сильная Волга играла роль разъездной и персональной машины высшего офицерского звена. По заказам стран Варшавского договора, Кубы и Ближнего Востока Горьковский автозавод совместно с военными специалистами собрал опытную партию открытых парадных версий. В отдаленных гарнизонах Советской армии такие кабриолеты создавали в местных ремонтных мастерских кустарным способом срезания всего «лишнего» с серийных седанов.


Парадный вариант серийного легкового автомобиля ГАЗ-24 Волга (фото автора)
Открытые автомобили Волга местной сборки на параде в Новосибирске

По примеру «настоящих» парадных машин в центре салона размещались широкая поперечная регулируемая ручка и стойка с двумя микрофонами и индикаторами включения. На некоторых версиях снималось правое переднее сиденье, а микрофоны монтировали на раме лобового стекла. Радиостанция помещалась в багажнике, на обоих задних крыльях имелись телескопические антенны.

ГАЗ-13Б Чайка

В начале 1960-х на базе представительского автомобиля ГАЗ-13 Чайка с двигателем в 195 л. с. изготовили порядка 15 кабриолетов ГАЗ-13Б с электрогидравлической системой подъема и опускания мягкого верха. Обычно они служили для проведения парадов в провинциальных городах СССР и в отдаленных военных округах.

1 / 2

2 / 2

В 1979-м несколько отремонтированных машин отправили в ГДР, а с развалом СССР такие автомобили остались в бывших союзных республиках. Подобные машины на местных ремонтных базах переделывали из обычных седанов.

ЗИЛ-117В

При разработке семейства длиннобазных легковых автомобилей ЗИЛ-114 высшего класса с 275-сильным мотором был создан более компактный двухдверный парадный кабриолет ЗИЛ-117В с укороченной базой (3 300 мм). В 1973–1979 годах собрали лишь несколько таких машин, включая вариант ЗИЛ-117ВЕ с экранированным электрооборудованием.



В их комплектацию входили радиостанция, поручень центрального расположения, двухмикрофонная стойка на месте переднего пассажира и флагштоки на передних крыльях. Максимальная скорость достигала 200 км/ч.


Парадная Волга ГАЗ-3102

С 1981 года роль мощного и комфортного разъездного автомобиля высшего офицерского состава стала играть модернизированная Волга ГАЗ-3102 с двигателями мощностью от 90 до 150 л. с. О создании в советские времена ее открытых парадных версий неизвестно. Их многочисленные варианты местной сборки стали появляться лишь в демократической России и в канун празднования Дня Победы использовались на парадах в разных городах и военных округах Российской Федерации.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

ГАЗ-14-05 Чайка

В 1981–1988 годах Горьковский автозавод собрал 15 парадных кабриолетов ГАЗ-14-05, базировавшихся на шасси 220-сильного седана ГАЗ-14 Чайка. Машины оборудовали двумя передними индивидуальными сиденьями, низкой центральной перегородкой, двумя флагштоками, тремя высокими антеннами на крыльях и тентом на трубчатом каркасе, который натягивали вручную. На месте средних откидных сидений была смонтирована микрофонная стойка, на спинке правого переднего сиденья имелись два поручня. В ряде регионов их до сих пор используют для приема военных парадов.



Открытая Чайка ГАЗ-14-05 на торжественном параде в Хабаровске

ЗИЛ-41044

В преддверии времен застоя на ЗИЛе не утихали работы по созданию нового поколения представительских машин высшего класса. В 1976 году его основой был массивный длиннобазный лимузин ЗИЛ-4104, носивший заводской индекс ЗИЛ-115. В 1981 году единственными парадными машинами в этом многоликом семействе стали светло-серые кабриолеты ЗИЛ-41044 (ЗИЛ-115В) с укороченной базой (3 300 мм). Их оснастили менее мощным 275-сильным агрегатом, складным тентом и сдвоенными круглыми фарами.



К специфическим особенностям относились отсутствие места переднего пассажира, подогрев заднего сиденья и пола, микрофонная тумба с поручнем в центре салона, радиостанция в багажнике и комплекс спецсвязи «Репетитор».


В 1990 году эти автомобили открывали последний советский военный парад в Москве, затем участвовали в возобновленных церемониях 2008–2009 годов, оставаясь без замены почти 30 лет.

ЗИЛ-410441

В 2009 году для создания нового парадного кабриолета был объявлен конкурс, в котором принял участие Московский автозавод, уже находившийся на грани развала. Через год с использованием сохранившихся агрегатов там собрали три открытых автомобиля ЗИЛ-410441 с двигателем V8 мощностью 280 л. с. и автоматической трансмиссией Allison, выполненных в традиционном заводском стиле с осовремененной облицовкой радиатора, прямоугольными световыми блоками и обновленным интерьером.


Объясняя условие черной окраски машины, заказчики ссылались на цвет гражданского костюма нового министра обороны А. Э. Сердюкова. Государственную приемку эта модель не прошла.

ЗИЛ-41041 АМГ (СП45)

Вторым претендентом на создание будущего парадного автомобиля стала дизайнерская компания «Атлант-Дельта». Не имея опыта подобных разработок, специалисты из Нижнего Новгорода решили построить свою машину СП45 обходным путем, сохранив ЗИЛовский стиль. Они выкупили три списанных представительских автомобиля, укоротили их кузова, заварили задние двери и покрасили всё в черный цвет. На них переделали интерьер, насытив его парадным оснащением, смонтировали новый механизм подъема и опускания тента. За основу машины были приняты подержанные американские пикапы GMC Sierra 1500 выпуска 2007 года со штатными моторами Vortec, трансмиссиями и японскими шинами. При сертификации машине присвоили маркировку «ЗИЛ-41041 АМГ».



В 2010 году на этом американо-нижегородском гибриде с эмблемой ЗИЛ парад принимал министр Сердюков. В 70-ю годовщину Победы той же машиной воспользовался новый министр обороны РФ Сергей Шойгу.


ГАЗ СП46 Тигр

Наиболее оригинальным творением фирмы «Атлант-Дельта» стали черные полноприводные парадные автомобили ГАЗ СП46 Тигр брутальной внешности. В 2008-м три открытых двухдверных образца собрали на шасси бронемашины ГАЗ-2330 Тигр с американским дизелем Cummins в 205 л. с. и трансмиссией Allison. На месте переднего пассажира была смонтирована двухмикрофонная стойка, с обеих сторон кузова имелись подножки, сзади крепилось запасное колесо в черном чехле. Полная масса автомобиля составляла 4,75 т.

Первоначально планировалось использовать эти вездеходы в Москве, но потом им доверили возглавлять военные парады на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, заменив давно устаревшие машины ЗИЛ-117В.


Парадный вариант бронемашины ГАЗ-2330 Тигр с американскими агрегатами
Машина СП46 Тигр на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. 2012 год

Что ж, видно, не пришло еще время «настоящего» отечественного парадного автомобиля привлекательной внешности и окраски с российскими агрегатами.

В СССР автомобили на парадах появились не сразу: долгие годы командующие въезжали на Красную площадь исключительно верхом. Но в 1938 году инженеры автомобильного завода имени Сталина (так тогда назывался ЗИЛ) подготовили для «парадных» нужд фаэтон ЗИС-102, и 1 мая 1941 года он возглавил колонну бронетехники.

ЗИС-110Б

Впрочем, главнокомандующие «пересели» на автомобили значительно позже. Только в 1953-м тогдашний министр обороны СССР Маршал Советского Союза Николай Булганин впервые выехал принимать ноябрьский парад, посвященный годовщине Октябрьской революции, не на коне, а на новом фаэтоне ЗИС-110Б.

Под его капотом находился мотор мощностью 140 л.с. А главными «фишками» автомобиля были кожаная обивка и ручной механизм складывания тента. По центру салона находилась специальная ручка (тоже отделанная кожей), чтобы командующий парадом мог стоять при движении во весь рост, сохраняя при этом равновесие.

«Победа» на параде

Военные не прошли и мимо ГАЗ М-20 «Победа» — автомобиль быстро приспособили под разъездные и штабные нужды.

А в 1948 году, когда завод освоил выпуск кабриолетов М-20Б с мягкой складной крышей, выбор автомобиля для участия в парадах был решен. В специальных мастерских эти «Победы» «прокачивали» под армейские нужды: ставили ручки на раме «лобовухи» или же на спинках передних кресел, чтобы за них мог держаться офицер, которому выпала честь принимать парад.

Первые две парадные «Победы» появились в 1949 году. Кабриолеты собрали на подмосковном Опытном заводе № 38. У них отсутствовали боковые оконные рамы, механизм складывания крыши, но были поручни на спинках кресел. Чтобы не возникло проблем с жесткость кузова, заднюю левую дверь просто заварили. Правда, стать постоянными участниками торжеств у этих автомобилей не получилось. Они использовались по назначению лишь раз — на параде в Петрозаводске.

ЗИЛ-111 В и ГАЗ-24 «Волга»

Лимузин ЗИЛ-111 появился в 1958 году, а спустя несколько лет увидела свет и его парадная модификация, получившая букву «В» в индексе. Кабриолеты были оснащены гидроподъемниками окон, поручнями, микрофонами, а также складными брезентовыми тентами.

Всего было собрано три таких автомобиля. В парадах они участвовали до 1962 года.

Поучаствовал в создании парадных автомобилей и Горьковский автозавод. Там была собрана экспериментальная партия «парадных» ГАЗ-24 для стран Варшавского договора, Ближнего Востока и, конечно, Кубы.

А вот советским военным, особенно из отдаленных гарнизонов, приходилось стандартные «двадцать четвертые» превращать в кабриолеты собственными силами.

ГАЗ-13Б «Чайка» и «парадный» ГАЗ-3102

Для проведения парадов в провинции в начале 1960-х было собрано примерно полтора десятка кабриолетов ГАЗ-13Б. Их главной особенностью являлась гидравлическая система управления мягкой крышей. Кстати, несколько таких кабриолетов было передано ГДР в 1979 году.

В начале 1980-х роль первой скрипки в военной среде досталась мощному (количество «лошадок» варьировалось от 90 до 150) и комфортному ГАЗ-3102. Но в советское время на базе этих автомобилей парадные кабриолеты не делали. Их время пришло немного позже, сразу после развала СССР. Причем производство было налажено в отдаленных военных частях.

ГАЗ-14−05 «Чайка» и ЗИЛ-41044

В период с 1981 по 1988 год Горьковский автозавод произвел полтора десятка кабриолетов ГАЗ-14−05, созданных на базе «четырнадцатого» ГАЗа с двигателем в 220 «лошадок».

Эти автомобили получили в свое распоряжение два передних кресла, пару флагштоков, три антенны, поручни, микрофонную стойку и тент, который приходилось поднимать вручную.

Эти автомобили до сих пор изредка участвуют в военных парадах в отдаленных частях.

В 1981 году появились кабриолеты ЗИЛ-41044, выкрашенные в светло-серый цвет. В отличие от базового автомобиля, им укоротили базу (до 3 300 миллиметров), а под капот поставили мотор, выдававший 275 лошадиных сил.

Место переднего пассажира отсутствовало. Зато имелся подогрев не только заднего кресла, но и пола. В центре автомобиля разместились поручень и микрофон, а радиостанцию спрятали в багажник. Кроме этого, автомобиль оснастили комплексом спецсвязи «Репетитор».

Именно кабриолеты ЗИЛ-41044 участвовали в последнем Параде Победы времен СССР — в 1990 году. Затем о них вспомнили и «пригласили» на торжества в 2008 и 2009 годах.

ЗИЛ-41044 на Параде Победы, 2008 год (Фото: Виталий Белоусов/ТАСС)

А что сейчас?

В современной России также есть место автомобилям для парадов. Таким, например, является ЗИЛ-410441. В 2009 году конкурс на создание «особых» автомобилей неожиданно выиграл Московский автозавод, который к тому времени уже дышал на ладан.

В итоге, спустя год, на свет появились 3 автомобиля, оснащенных моторами V8 мощностью в 280 «лошадок» и «автоматами» Allison. Но дальше дело не пошло, поскольку автомобили забраковали на государственной приемке.

А вот представителям дизайнерской компании «Атлант-Дельта» повезло больше. Нижегородские мастера взяли за основу американские GMC Sierra 1500 (2007 года выпуска), и на их базе создали свой продукт — СП45. Перелицевали интерьер, укоротили кузов, «прикрутили» новых механизм управления крышей — и вуаля. Любопытно, что маркировка при сертификации этому детищу досталась зиловская — ЗИЛ-41041 АМГ.

Этим автомобилем пользовался не только экс-министр обороны Анатолий Сердюков . Во время торжеств по случаю 70-летия Победы министр обороны РФ Сергей Шойгу также прокатился на ЗИЛ АМГ.

У «Атлант-Дельты» есть еще одна интересная «парадная» разработка — полноприводные автомобили ГАЗ СП46 «Тигр». Три таких машины построили на базе ГАЗ-2330 «Тигр» в 2008 году. Под капот поставили американский дизель мощностью в 205 л.с., а компанию ему составила автоматическая трансмиссия Allison.

Эти парадные внедорожники возглавляли военные торжества на петербургской Дворцовой площади.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: