В каком году появилось первое такси. История появления и развития услуг такси

Чаще всего в качестве автомобилей такси используются седаны или минивэны, встречаются и лимузины. В развитых странах таксисты координируют свои действия с диспетчером таксопарка, который может передавать водителям сведения о заказах по радиосвязи, либо при помощи телефона. В японских такси для этой цели используется навигация через GPS . Особой характерной чертой для такси являются так называемые ­"Шашки" (англ. The Checkers, Top Light Box ) выполненые в желтой прямоугольной форме и прикрепляющееся на крышу такси.

Отдельной категорией выделяются такси, которые не имеют инфраструктуры по приёму заказов и по вывозу пассажиров, а осуществляют вывоз пассажиров путём прямой интеграции с инфраструктурой множества реальных такси. Звонок пассажира или заполненная заявка на сайте попадает в распределительный центр, откуда с учётом приоритета обслуживания клиента (например, цена), попадает в информационные системы десятков таксопарков. Как результат - возможность подбора машины по тарифу или другим критериям и значительно большая вероятность подачи машины.

Сильными сторонами служб такси является доставка в любую часть города в любое время в кратчайшие сроки и круглосуточный график работы. Но наряду с этим существует ряд слабых сторон:

  • высокая стоимость услуг;
  • низкая пассажировместимость;
  • возможность отказа в обслуживании в связи с отсутствием свободных машин;
  • нечеткое время подачи;
  • большая численность «нелегалов» (около 85 % по данным 2010 года), а это часто предопределяет низкий уровень обслуживания: опоздание, приезд по другому адресу, попытки водителя получить больше заявленного тарифа. Нередки случаи нападения на пассажиров.

Примитивные прототипы такси появились в Лондоне в 1636 году, когда лондонские кучера получили лицензию на извоз, и в Париже годом позже. A к середине XIX века извозчики пересели на двухколесную открытую повозку - кабриолет, который очень быстро стал называться «кэбом» . Первые моторизированные наёмные экипажи - фиакры [фр. fiacre ] появились во Франции в 1890 году, но особым успехом не пользовались. Бедным они были не по карману, у богачей имелись свои личные экипажи, а средний класс рисковал воспользоваться их услугами лишь в исключительных случаях. Причиной тому было отсутствие строгого единого тарифа на перевозку. В 1891 году немецкий учёный Вильгельм Брюн изобрёл первый таксометр и ситуация стала быстро меняться. В 1907 году на улицах английской столицы появились первые таксомоторы оборудованные таксометрами, и спрос на услуги такси резко возрос.

В России таксометр появился только в конце XIX века. К козлам прикреплялся ящичек с окошком, в котором отражалась стоимость проезда по «возвышенной» и нормальной таксе. Спрос на извозчиков в обеих столицах был большим: уже тогда и Москва, и Санкт-Петербург были крупными транспортными узлами с десятками железнодорожных вокзалов.

Следует отметить, что самими таксистами новшество было воспринято недружелюбно, ибо мешало утаивать часть прибыли от хозяев таксопарка и назначать за проезд заведомо завышенную цену в зависимости от выгоды ситуации (ночь, путешествие в криминальный район города, дождь, мороз и т. д.). Но рынок заставил нечистых на руку водителей измениться или покинуть этот бизнес, и в скором времени компания «Рено » наладила серийное производство машин со встроенными таксометрами.

24-25 августа 2012 года в Санкт-Петербурге II Всероссийский съезд таксистов собрал профессиональное сообщество из 61 региона Российской Федерации, представителей Государственной Думы и министерства транспорта России. Среди участников были и перевозчики из других стран - Украины, Казахстана и Австрии. Центральным пунктом в программе съезда стало обсуждение проекта концепции "Основ государственной политики в области таксомоторного обслуживания населения регионов Российской Федерации", разработкой которого занимается Ассоциация "Национальный Совет Такси".

II Всероссийский съезд таксистов

По статистике, озвученной на съезде заместителем председателя Правления НСТ Марценюком Сергеем Васильевичем, на момент проведения мероприятия в России получили разрешения на деятельность более 213 тысяч таксистов и процесс легализации продолжается. Тормозит этот процесс недостаток контрольно-профилактических мероприятий, направленных на нелегалов, отсутствие в законе ответственности диспетчерских служб за передачу заказов водителям без разрешений и низкие штрафы для "бомбил"

Частное такси в Российской Федерации

В больших городах РФ имеются полностью легальные таксомоторные предприятия со всеми атрибутами: собственный автопарк, техосмотр, счётчики и т. д. Есть также полностью нелегальные частные извозчики. В малых городах России распространены полулегальные фирмы, по статусу находящиеся где-то посередине, состоящие из водителей, директора и диспетчеров. Такие предприятия работают круглосуточно и только по вызову. Водители работают (на жаргоне - «таксуют») на личных автомобилях разных марок и класса, поэтому автомобили не имеют каких-либо характерных атрибутов такси (единой цветовой гаммы, «шашечек» и т. п.); обычно дело ограничивается маленьким оранжевым маячком на крыше. Как и всякое такси по вызову, автомобили оборудуются радиосвязью. Возможен также вариант, когда фирма оплачивает таксисту мобильную связь.

В последнее время становятся популярными программные комплексы диспетчерских служб, работающих через java-приложения для мобильных телефонов и смартфонов через GPRS. Программный комплекс предназначен для автоматизации работы службы такси. Система значительно повышает эффективность работы операторов, водителей, а также руководителей. Возможности автоматизированной диспетчерской службы такси позволяют организовать роботизированное общение с клиентом как с участием, так и без участия оператора, формировать и управлять очередью звонков на линии и распределять их среди операторов, удерживать клиентов (за счет проигрывания музыки/новостей/информации, использования голосового меню), собирать статистические данные о работе службы. Рабочее место оператора дает возможность отказаться от необходимости следить за перемещением машин, распределением заказов между водителями и контролем их исполнения, забыть проблемы с поиском и формированием карточки заказа. Автоматизация рабочего места водителя позволяет ему производить расчет стоимости поездки, связываться напрямую с клиентом через систему (минуя оператора и не выдавая телефон клиента), также не требуется дорогостоящее радиооборудование. Таким образом, в результате использования комплекса эффективность работы повышается до 80%. При внедрении система может быть адаптирована под любые запросы заказчика, в том числе реализация дополнительного функционала. Примеры подобных комплексов Инфинити-Такси, Таксимастер, комплекс автоматизации такси Автопилот

Ремонт и техобслуживание являются прерогативой водителей и производятся ими за свой счёт и в личных гаражах, поскольку таксопарка, как такового, нет. Заправка также производится водителями за свой счёт. Оплата фиксированная, одинаковая для любых расстояний по городу. Счётчики отсутствуют, поэтому, строго говоря, такие перевозки не являются таксомоторными (нет платы «по таксе»). Как правило, можно заказать поездку в другой населённый пункт, обычно близлежащий, но осуществляются и более дальние поездки - в местный областной центр или даже дальше. В этом случае оплата возрастает, но, опять-таки, устанавливается заранее.

Дневная выручка остаётся у водителей, которые обязаны сдать в «общий котёл» либо процент от выручки, либо фиксированную сумму за сутки (рабочую смену) либо за каждый заказ. Из «общего котла» оплачиваются труд диспетчеров и другие расходы. График работы водителей и диспетчеров, как правило, «день-ночь-отсыпной-выходной». Автомобили не проходят обязательного ежедневного техосмотра перед выходом на линию. Водители не проходят обязательного ежедневного медосмотра. Достоинствами таких фирм являются круглосуточный график работы и быстрый приезд по вызову. Недостатком является повышенная опасность поездок из-за отсутствия тех- и медосмотра. Правовой статус таких предприятий неясен. По сути, они являются кооперативами «бомбил».

Такси в Интернете

С тех пор присутствие таксопарков в Интернете постоянно увеличивалось, и на состояние 2010 года Google индексирует 87 миллионов страниц со словом «taxi». А Яндекс насчитывает 32 миллиона страниц, упоминающих «такси». Наряду с сайтами таксопарков появляется множество каталогов такси.

В связи с распространением общедоступных картографических служб (например, Google Maps) и Веб 2.0 во Всемирной сети появляются принципиально новые сервисы, связанные с такси. Так в зоне.com появляется TaxiWiz , позволяющий вычислить стоимость поездки по выбранному пути на такси в ряде городов США и Европы. А в зоне.ru начинает действовать Таксовик, который ввиду особенностей российского рынка такси с нефиксированной ценой поездки, позволяет сравнить цены при поездке по заданному маршруту в ряде таксопарков Москвы. Причём, такси, досконально зная свои города, активно участвуют в доработке и совершенствовании электронных карт (например, Яндекс. Карты), что положительно влияет на оперативный процесс добавления строящихся объектов и внедрение новых программ с учётом дорожной структуры.

Велосипедные и мотоциклетные такси

Во время Второй мировой войны большинство автомобилей-такси были конфискованы рейхом, бензина тоже почти не было. Многие страны Европы перешли на мускульную тягу: своеобразными такси стали велосипеды, соединённые с колясками-прицепами для пассажиров.

Сегодня во многих странах Азии властями разрешено применение в качестве такси мотоциклов. Как правило, такие такси не имеют колясок и везут одного пассажира, а иногда даже двух.

В России в последние годы тоже появляются службы мото-такси в крупных городах, как способ борьбы с дорожными «пробками». В Москве, например, где движение автомобильного транспорта нередко сильно затруднено, байк-такси - зачастую единственная возможность добраться куда-то (например, в аэропорт) в срочном режиме (к примеру, в случае опоздания). Однако, несмотря на это, многие жители мегаполисов пока еще с недоверием относятся к новому виду такси, ведь мотоцикл имеет репутацию опасного транспорта (несмотря на то, что в байк-такси пока не зарегистрировано ни одной аварии).

По состоянию на 2011 год, байк-такси существует в 15 городах России (данные сайта gorodbezprobok.ru)

Культурное влияние

  • 11 марта 1972 года был выпущен альбом Гарри Чапина с песней «Такси».
  • «Таксист» («Taxi-driver») - американский художественный фильм 1976 года режиссёра Мартина Скорсезе с Робертом Де Ниро в главной роли.
  • «Такси» («Taxi») - американская комедия о жизни нью-йоркских таксистов, работающих на «Саншайн Кэб Компани», шедшая в -1982 годах по каналу «ABC », а в -1983 годах - по «NBC » с Дэнни Де Вито в главной роли.
  • «Зелёный огонёк », «Горожане », «Плата за проезд», «Ночной Экпиаж», «Три тополя на Плющихе ».- Советские фильмы о работниках такси.
  • Тетралогия «Такси» по сценарию Люка Бессона («Такси » - , «Такси 2 » - , «Такси 3 » - и «Такси 4 » -). Одноимённый американский ремейк вышел в 2004 году.
  • Видеоигра «Сумасшедшее такси» (Crazy Taxi ), в которой игроки пытаются набрать деньги и/или очки, подбирая пассажиров и доставляя их за время в пункт назначения. Этот сценарий вошёл в бонусные миссии серии компьютерных игр Grand Theft Auto .
  • Видеоигра Mafia: The City of Lost Heaven , в которой главный герой - таксист, по воле случая ставший мафиози.
  • 13 марта 1999 года в Бухаресте образовалась румынская поп-группа «Такси».
  • В Австралии посетители пабов и кафе иногда кричат «такси!» дебоширам, намекая на то, что их нужно отправить домой.


Примечания

См. также

Литература

  • Дэниел Ергин Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть = The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - 944 с. - ISBN 978-5-9614-1252-9

Ссылки

  • Drive.ru: Такси! Такси! (История появления и развития такси разных времён и континентов)

Всего за несколько лет мобильные технологии произвели революцию в нише такси, обострив конкуренцию до предела. Это изрядно облегчило жизнь пассажирам: время подачи машины сократилось в несколько раз, поездки стали куда дешевле.

Объем рынка такси

Демократизация цен на такси привела к росту рынка, который к 2015 году составил $9 млрд (это ноябрьская оценка аналитической компании Merku). Член правления Ассоциации диспетчерских служб такси Оксана Серебрякова с этой цифрой не согласна. По ее расчетам, объем рынка составляет не более $6 млрд, или около 420 млрд в рублях. Из-за кризиса количество заказов упало у разных перевозчиков на 40-50%, убеждена Серебрякова, и в этом году точно не будет расти.

«Объем рынка очень сложно исчислить, - признает основатель компании «Таксилёт» Михаил Виноградов. - Мы в своих расчетах ориентируемся на 1 поездку в сутки на 10 жителей городов-миллионников. То есть в Москве можно говорить примерно о миллионе перемещений в сутки».

Никто из игроков не хочет делиться данными о своих объемах. Рынок по большей части состоит из нелегализованных и никак не фиксируемых перевозок и участников. Из своего опыта работы в регионах мы вывели формулу: обычно суточный объем перевозок составляет 10% от населения города. Средний чек зависит уровня жизни и присутствия в городе сетевика (крупной сети диспетчерских - ред.). В миллионниках это 100-150 рублей, в городках - 60-80 рублей. Поэтому берем 15 млн поездок по стране в сутки, умножаем их на 100 рублей среднего чека и получаем 1,5 млрд рублей оборота в сутки. Примерно 20% этой суммы получают диспетчерские, примерно 1% - поставщики софта для такси. Это очень грубые цифры, но они могут служить опорой для понимания рынка, который невозможно точно оценить.

Основатель такси-сервиса Gett Шахар Вайсер прогнозировал, что в ближайшие 3-4 года российский рынок такси вырастет до $15-20 млрд, причем произойдет это за счет онлайн-сервисов. Другой участник рынка убежден, что эта цифра не отражает нынешних реалий и была озвучена Gett специально для инвесторов, чтобы показать потенциал и привлечь очередной раунд.

А руководитель Cat Taxi Геннадий Котов считает некорректным оценивать российский рынок такси в долларах из-за колебаний курса и того, что стоимость перевозок абсолютно не привязана к валюте. При этом он отмечает, что для Gett и Uber падение рубля крайне выгодно: внешние инвестиции дают им дополнительные возможности для демпинга в России.

Количество таксистов

В октябре 2015 года в России официально работало более 180 тысяч машин такси (собеседники Rusbase предполагают, что эта цифра охватывает только легальных водителей). В одной только Москве, по данным городского департамента транспорта, лицензировано около 55 тысяч водителей такси. Причем многие водители сотрудничают сразу с несколькими сервисами.

По оценке основателя «Таксилёта» Михаила Виноградова, в столице работает еще около 100 тысяч такси без лицензий, работающих по договорам фрахтованияэто когда агрегатор за деньги поручает частному водителю перевозку пассажира (причем договор может быть устным) - и это не считая тех, кто приезжает из области. «Количество нелегальных такси в зависимости от обстановки в стране может стремиться к количеству всех автомобилей», - отмечает основатель «Российской биржи такси» Виталий Махинов.

Агрегаторы vs. классические такси

На рынке такси работают две группы игроков: таксомоторные компании с собственным автопарком и агрегаторы услуг такси. Последние заключают договоры с таксопарками («Яндекс.Такси») либо с частными водителями, зарегистрированными как ИП (Uber, Gett, «Максим», «Лидер», «Сатурн»). По некоторым оценкам, на долю такси-сервисов приходится больше половины таксомоторных перевозок в Москве.

Полноценных таксомоторных компаний со своим автопарком и хозяйственной базой не более тысячи на страну. Что касается агрегаторов, они делятся на чистый онлайн (без офиса и диспетчерской - Gett, Uber, «Яндекс Такси» т.п.) и традиционные диспетчерские, которые имеют свои мобильные приложения («Максим» и прочие).

Агрегаторы считают себя IT-компаниями, которые помогают водителю и пассажиру найти друг друга. Формально они не подпадают под действие закона «О такси» - в нем просто нет понятий «диспетчерская служба такси» или «информационный сервис». Традиционные перевозчики обвиняют их в недобросовестной конкуренции: агрегаторы не несут ответственности за ДТП, безопасность пассажиров, опоздания в аэропорт и техническую исправность авто. Кроме того, уже попав в базу информационного сервиса, водитель может закрыть ИП, чтобы не платить налоги.

Ярослав Щербинин,

председатель межрегионального профсоюза «Таксист»

Приложения создают условия для незаконной деятельности, привлекая нелегальных перевозчиков. Это одна из главных составляющих их успеха. Нет учета и отчисления налогов за работающих водителей, нет требований по обеспечению безопасности, ответственности перед пассажиром в случае ЧП. Потребителей привлекают ценой на уровне себестоимости поездки. Большинство водителей не понимает убыточности такого вида деятельности и втягивается в эту пирамиду. Традиционным игрокам сложно конкурировать в таких условиях.

Михаил Виноградов,

основатель «Таксилёта»

Разумеется, старым владельцам такси обидно. Они десятилетиями пахали, рисковали, их били, жгли им машины, поджидали у подъезда, вымогали деньги, душили налогами. Они выжили, перенесли все это, стали лидерами. А теперь их парни в кедах жмут. Но сколько бы лучники не бастовали, они ничего не могут противопоставить автоматчикам.

Скрытные лидеры

В медийном поле царят известные столичные агрегаторы - «Яндекс.Такси», Gett и Uber. Но в масштабах страны уверенно лидирует тройка федеральных диспетчерских - «Рутакси», «Сатурн» и «Максим». Они предпочитают держаться в тени, не раскрывают показателей и практически не общаются с журналистами.

«Это реальные лидеры рынка, наверное, даже мирового, - рассуждает Михаил Виноградов. - По сути, это русские «уберы», причем эффективные и живущие без сторонних инвестиций». Истинными хозяевами рынка пока что остаются серые кардиналы в регионах, согласен руководитель Cat Taxi Геннадий Котов. По его словам, между федеральной тройкой и остальными участниками рынка - пропасть. По приблизительным оценкам, суммарно «Рутакси», «Сатурн» и «Максим» совершают около 4 млн перевозок в сутки. Их доли в этом объеме составляют 40%, 35% и 25% соответственно.

Так что конкуренции со известными столичными сервисами они совсем не боятся. «Яндекс.Такси», Gett и Uber занимают абсолютно микроскопическую долю российского рынка, - делится на условиях анонимности представитель одной федеральной сети. - Каждый из нас по отдельности совершает больше перевозок, чем все они вместе взятые».

Рулят не приложения

По прикидкам экспертов, в Москве доля заказа такси через приложения достигает 65-70% (с учетом мелких игроков), в Питере - не более 30%, в городах-миллионниках - не более 8%, а в глубинке - не больше 3%. Дело в том, что в регионах у населения гораздо меньше смартфонов, чем кажется из Москвы.

Кроме того, в регионах плохо с навигацией: мобильный интернет хромает в населенных пунктах с населением менее 200 тысяч. Это сильно затрудняет работу приложений - водитель просто не может найти пассажира. Таксисты в маленьких городках работают по старинке, с рациями. А «Максим», «Рутакси» и «Сатурн» процветают благодаря хорошо развитой диспетчеризации и интеграции с телефонией.

Для создания полноценного онлайн-сервиса в регионах нужно основательно вложиться в локальную картографию, чтобы уточнить карты сельской местности и улучшить навигационные возможности, считает член правления Ассоциации диспетчерских служб такси Оксана Серебрякова. Сейчас службы такси из глубинки опираются на местных водителей, которые хорошо ориентируются в родных краях. По словам руководителя Cat Taxi Геннадия Котова, онлайн не приходит в глубинку не из-за картографии, а потому что местные такси не торопятся делать приложения, пока не придет сильный конкурент (сетевик).

Портреты игроков

А теперь самое время немного рассказать о лидерах рынка онлайн-такси. Если вы считаете, что мы кого-то незаслуженно забыли - дополняйте список в комментариях.

Всероссийские лидеры

Rutaxi - мобильное приложение и система заказа такси служб «Везет» и «Лидер». Эта федеральная сеть диспетчерских работает в 90 городах России и 3 городах Казахстана (Алматы, Астана, Караганда). По прикидкам экспертов, на «Рутакси» приходится около 1,6 млн перевозок в сутки - это крупнейший игрок российского рынка. Сеть сотрудничает как частными таксистами, так и с таксопарками, избавляя их от необходимости содержать собственных диспетчеров. Приложение для заказа такси со смартфона «Рутакси», по их словам, запустили в 2011 году. Процент комиссии и количество машин «Рутакси» не афиширует.

В каждом городе у «Лидера» зарегистрированы отдельные юрлица, их вид деятельности сформулирован как «обработка данных». По данным ЕГРЮЛ, учредителем практически всех подразделений сети (в том числе ООО «Лидер» и ООО «Везет») значится уфимский предприниматель Виталий Безруков (кое-где вместе с партнерами). Судя по всему, именно он основал службу такси «Лидер» в 2003 году. В поле зрения медиа Безруков еще не появлялся. В 2012 году он участвовал во II Всероссийском съезде таксистов. Его фотографию можно увидеть на сайте уфимского авиаклуба:

«Сатурн»

Предприниматель Евгений Львов запустил службу такси «Сатурн» в городе Тимашевске (Краснодарский край) в 1998 году. Сегодня компания выросла в федеральную сеть такси, которая работает в 43 городах страны. Собеседники Rusbase подсчитали, что в сутки она совершает около 1,4 млн перевозок. Как и у конкурентов, у «Сатурна» в каждом городе зарегистрировано юрлицо, практически всеми владеет сам Евгений Львов. В 2012 году сеть запустила мобильное приложение TapTaxi для заказа машины без участия диспетчера.

В 2015 году Евгений Львов вместе с партнерами запустил в США приложение для вызова такси Fasten, которое будет конкурировать с самим Uber. В сентябре проект был запущен в Бостоне, а в этом году появится и в России. Знающие люди говорят, что у основателей проекта очень большие планы, которые заметно повлияют на рынок такси.

История компании началась в 2003 году с небольшой службы такси в городе Шадринске (Курганская область). Сервис запустил предприниматель Максим Белоногов.

Максим Белоногов

Сейчас компания работает в 114 городах России и еще 11 городах Украины (Мариуполь, Харьков), Казахстана (Актобе, Астана, Петропавловск, Уральск), Грузии (Батуми, Тбилиси, Кутаиси, Рустави) и Болгарии (София). В сутки ООО «Инфосервис» (юрлицо «Максим») совершает около миллиона перевозок. Судя по данным ЕГРЮЛ, в каждом городе у «Максима» зарегистрировано юридическое лицо. Учредителями региональных подразделений выступают Максим Белоногов и Олег Шлепанов.

«Максим» работает с частными водителями, с которых берет комиссию 10%. Они работают с фирменным приложением и диспетчерской службой (по телефону поступает 90% заказов). Средний чек поездки в сети составляет 100 рублей. За день компания зарабатывает 10 млн рублей, подсчитал в апреле «Секрет фирмы». В 2011 году из компании выделилось дополнительное направление - сервис по диспетчерскому обслуживанию таксомоторных компаний Taxsee .

«Максим» - лидер по количеству городов, но во многих из них он присутствует лишь номинально, уточняет критически настроенный источник Rusbase.

Столичные лидеры

Такси-сервис от «Яндекса» вышел на рынок в 2011 году. Это была инициатива сына основателя корпорации Льва Воложа. Сервис работает только с таксопарками - сейчас у «Яндекс.Такси» 450 партнеров, которые объединяют 30 тысяч машин. В апреле 2015 года они обрабатывали 60 тысяч заказов в сутки. Нынешние оценки варьируются от 100 до 200 тысяч поездок в сутки. Сегодня сервис доступен в 14 городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Сочи, Владикавказе, Новосибирске, Омске, Перми, Самаре, Туле и Воронеже. С 2016 года «Яндекс.Такси» является отдельной компанией в составе холдинга. Генеральным директором Яндекс.Такси стал Тигран Худавердян, который руководит сервисом с 2014 года, а до этого руководил направлением мобильных продуктов «Яндекса».

Тигран Худавердян

Расплатиться за поездку можно наличными или банковской картой. Комиссия для таксопарков составляет 11% + НДС, средний чек поездки в Москве - 533 рубля. Также агрегатор предлагает рынку профессиональный программный комплекс для служб такси «Яндекс.Таксометр», в который входит программа для таксопарков и мобильное приложение для водителей. Как указано на сайте продукта, к нему подключены 1000 компаний и 200 тысяч авто по всей стране. В январе 2015 года «Яндекс» купил сервис «Рос.Такси», который позволяет таксопаркам принимать заказы, координировать работу водителей и вести отчетность.

Израильский предприниматель Шахар Вайсер пришел в Россию со своим сервисом GetTaxi в 2012 году. Сейчас такси Gett (обновленное название) можно заказать в 10 городах России - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Сочи, Екатеринбурге, Красноярске, Самаре, Ростове-на-Дону и Краснодаре. По Москве средний чек составляет 400–500 рублей, комиссия Gett равна 15%. Это больше, чем у «Яндекса», но и функционал у Gett шире - помимо агрегации и поддержки пользователей, компания занимается наймом и подготовкой таксистов.

Сервис работает с таксопарками и частными водителями, у которых есть лицензия на пассажирские перевозки. Всего в системе Gett доступно около 20 тысяч машин. Российское подразделение компании возглавляет Виталий Крылов.

Знаменитый американский стартап занялся российским рынком в конце 2013 года. Он работает с частными водителями, на машинах которых отсутствуют опознавательные знаки такси. Для подключения к системе Uber необходима лицензия. Данные о числе водителей и взимаемой с них комиссии Uber принципиально не раскрывает.

Сервис запущен в 7 городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Сочи. Российским офисом скандального единорога руководит Дмитрий Измайлов. «Нас интересуют все города с населением больше 100 тысяч человек», - рассказывал он в интервью Rusbase.

ООО «Сити-Мобил» - один из крупнейших столичных перевозчиков, который работает с частными водителями. Предприниматель Арам Аракелян вместе с партнерами создал компанию в 2007 году. Служба «Ситимобил» одной из первых внедрила софт для автоматизированного распределения заказов между ближайшими машинами, сократив время ожидания до 10 минут. Сейчас с ней работает более 20 тысяч таксистов, которые платят сервису 15% комиссии. «Ситимобил» - партнер «Яндекс.Такси», поэтому водители сервиса принимают заказы от обеих систем. В 2014 году «Ситимобил» доставалось 10% заказов Москвы. Также сервис работает в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Казани, а в дальнейшем планирует покорить страны СНГ.

«Российская биржа такси»

В 2008 году партнеры Виталий Махинов и Владимир Чирков запустили первый в России b2b-агрегатор заказов такси для таксопарков и диспетчерских служб - Российскую биржу такси (РБТ). История началась с 15 партнеров, которым предлагалось меняться «неудобными» заказами между собой. На данный момент к системе РБТ подключено более тысячи таксомоторных парков и диспетчерских служб, а также более 50 тысяч водителей. Каждый день через РБТ проходит более 10 тысяч заказов в день. Гендиректор РБТ - Руслан Калинов.

Что будет дальше?

Куда едет российский рынок такси? Опрошенные нами участники рынка сходятся на том, что на смену жесткой конкуренции приходит кооперация на почве инноваций. Причем в основе этих изменений лежит снижение издержек. Новые игроки приносят в отрасль свежие идеи и перетягивают пассажиров не у других такси, а у общественного транспорта (помогая его разгрузить). Они пересаживают на такси тех, кому оно раньше было не по карману.

Аутсорсинг и разделение ролей оптимизируют расходы компаний. Таксопарки будут отвечать за автомобили и водителей, гибкие технологические компании - за маркетинг, продажи и логистику. В регионах это будет реализовано тогда, когда там будет достаточно смартфонов. В такси приходят технологии и идеи из смежных рынков: грузоперевозок, навигации и мониторинга дорожного движения. Технологическое сотрудничество поможет преодолеть кризис отрасли такси, подчеркивают эксперты.

По некоторым историческим сведениям, таксистами-первопроходцами были древние римляне. Транспортом в те времена были колесницы, а в качестве «таксометра» использовали таз, закрепленный на оси повозки. В него, после каждых 200 метров падал камешек. Оплата за проезд равнялась количеству камешков в тазу по прибытии.

Первые признаки полноценного такси начали появляться во Франции в середине XVIII века. «Фиакры» прозванные в честь святого Фиакра, были первыми в мире общественными экипажами. Со временем, экипажи с лошадьми были вытеснены прогрессирующей техникой. Фиакры снабдили двигателем и рычагами для управления. Новоизобретенный таксометр был также интегрирован в такси. Это способствовало росту популярности у населения частного извоза.

Компания «Рено» первыми начала выпуск автомобилей заточенных под такси. Своей формой они походили на «фиакр», водитель находился спереди в открытой части машины, а пассажиры в задней, закрытые и защищенные от внешней среды. Благодаря яркой расцветке такси выделялось среди остального автотранспорта города. Никакой службы приема заказов и вызовов не было, таксисты просто ездили по городу, привлекая внимание громкими сигналами.

В 1907 году в Англии и России появились первые частные извозчики. Теперь этот год считают днем рождения такси. В России зарождение такси, как отдельного вида транспорта началось из-за напряженной ситуации с людьми, приехавшими в столицу. Большое количество путешествующих нуждалось в доставке их с багажом в нужное место, а спрос на транспорт при этом был очень высок.

Начиная с 1924 года Моссовет начал массово закупать автомобили марки «Рено» и «Фиат». На улицах Москвы первые такси появились в 1925 году. В то время все автомобили принадлежали государству, частников не было. Качество обслуживание при этом было низким, автомобилей катастрофически не хватало. В связи с высокой доходностью для казны, правительство желало устранить эти недочеты. Пополнение автопарка машинами «ГАЗ» и «ЗИС» сделало такси общедоступным транспортом. В послевоенное время основным авто для такси стала «Победа».

В 1948 году на такси повесили «шашечки», чтоб отличать их от потока других автомобилей на улице. С тех пор уже мало что изменилось. Лишь только сильно возросла необходимость в большом количестве такси в городах и деревнях. Поэтому, если вам нужно недорогое и удобное такси в Казани, выбирайте

Кто-то не знает, что такое такси? Покажите мне этого человека! Правильно, каждый хоть раз, да пользовался. А кто знает, почему название именно такое, такси? Ведь во Франции они раньше назывались фиакры? С какой стати кэбмены, предшественники английских black cab, сидели, в отличие от извозчиков других стран, сзади, да еще и на возвышении? И сколько тысяч французских солдат перевезли за одну ночь парижские таксисты на оборонительные рубежи по р. Марне? А сколько стоило сорок лет назад такси в Домодедово?

Такси - это легковой автомобиль, который перевозит пассажиров с вещами от места посадки до пункта назначения. Интересный момент - по способу, которым оплачиваются услуги такси, можно в какой-то мере судить о степени развития государства. Поскольку давно замечено, что плата за проезд по договоренности с водителем машины устанавливается только в слаборазвитых странах. Во всех же остальных стоимость поездки называет диспетчер при получении заказа, либо ее оплачивают по счетчику. Который называется таксометр (от французского Taximetre - счетчик цены). От этого же названия, после его естественного сокращения, произошло и само слово такси. Так что к фиакрам упомянутый прибор не имеет ни малейшего отношения. С фиакрами история получилась наполовину коммерческая, наполовину религиозная.

Более четырехсот лет назад французский предприниматель по фамилии Соваж организовал в городке Мо компанию по извозу местных жителей. Его конные повозки оказались первыми в мире многоместными экипажами, которые использовались в общественных целях. А поскольку таксопарк располагался возле часовни Святого Фиакра и в придачу каждая повозка была украшена барельефом этого святого, то нет ничего удивительного в том, что сами повозки в скором времени получили такое же название. Моторизованным французское такси стало в 1896 году. И долго маялось в безуспешных потугах завоевать популярность. Машины были дороговаты. К тому же мешали жестокие споры о том, сколько брать с пассажира и сколько платить водителю. Но через 10 лет изобретение счетчика спасло положение.

В той же Франции такси стало национальным героем. Точнее, таксисты в количестве 1200 человек. Когда во время Первой мировой войны немцы прорвали оборону французов и форсированным маршем шли на Париж, именно столичные таксисты за одну ночь сумели перебросить 6,5 тыс. солдат на оборонительные рубежи вдоль р. Марны. После чего наступление было остановлено. А название марнские такси вошло в историю. В Британии предшественниками такси были кэбы. А до них с середины 17-го века работали хэкни. Из-за чего англичане оспаривают у французов пальму первенства в организации пассажирских перевозок. Сиденье кучера в кэбе было переставлено назад и вверх после того, как некто догадался, что так будет намного проще различать номера домов среди извечных лондонских туманов.

В начале прошлого века в Англии все заговорили о близкой кончине конных упряжек. Несколько десятков электрокэбов Bersey начали перевозить пассажиров с умопомрачительной по тем временам скоростью в 15 км/час. И так возили целый год, пока не разорились. Ничего не поделаешь, времена электромобилей еще не пришли. Зато конные экипажи пережили их на целых полвека. Сегодняшнее такси Великобритании - это знаменитый black cab (черный кэб) - предельно консервативный в отношении цвета, внешности и конструкции. Его отличительная особенность заключается в том, что водитель сидит обязательно за перегородкой, а рядом с ним поставлены чемоданы пассажиров. В какой-то мере очень удобно. Вы заказываете такси в аэропорт, в театр или для поездки к партнеру по бизнесу, и в течение всего пути ни на что не отвлекаетесь. Да и водителю спокойнее.

Такое такси, с перегородкой, хорошо смотрелось бы в Америке. Где желающих напасть на водителя с целью пересчитать содержимое его кошелька намного больше, чем в доброй старой Англии. Автомобили для перевозки пассажиров появились на улицах американских городов в начале прошлого века. Первым, как и положено, стал Нью-Йорк. Пару десятилетий такси скромно перевозили людей, пока не приобрели достаточно громкую и столь же печальную славу во времена сухого закона. Они оказались очень удобными для незаметной перевозки больших партий спиртного. Сегодняшние американцы свое такси слегка недолюбливают из-за того, что среди водителей слишком много недобросовестных эмигрантов.

Первое отечественное моторизованное такси появилось в Москве в 1907 г. Через 10 лет по известным причинам такси получило клеймо буржуазного транспорта и тихо скончалось. В 1924 все-таки поняли, что быстро и удобно куда-то добраться надо не только зловредным капиталистам, а и своим ответственным товарищам. После чего по Москве стали бегать две сотни закупленных Рено и Фиатов.

Машины отечественного производства начинались с ГАЗ-А. Потом были эмки и ЗИС-101. А после войны пассажиров стала возить ГАЗ М-20 Победа, которая стала основным автомобилем для таксопарков. После пришла эпоха Волги. ГАЗ-21, которую с 1970 года начала менять ГАЗ-24. Эти машины до сих пор остаются для старшего поколения символами не только такси, но и всей прежней жизни. Бывшей во многом, кстати, совсем не плохой. Автомобили развозили пассажиров во всех городах в любых направлениях. Заказать такси в шереметьево стало чем-то обыденным. Такси возили людей даже между населенными пунктами. В 1975 году стоимость междугородной перевозки на расстояние около 30 км на такси составляла 1 рубль. А билет на автобус по тому же маршруту стоил 43 копейки. Так что желающих ехать было достаточно.

Сегодняшнее такси - это новые скоростные комфортабельные автомобили. Конкуренция между компаниями-перевозчиками приводит к тому, что в качестве подвижного состава стараются брать, прежде всего, иномарки со сроком использования не более 5 лет. Которые в некоторых фирмах даже делят на классы. Клиентов попроще обслуживают Форд, Ниссан, или Киа. Для бизнес класса предлагается Мазда или Тойота. Проще всего определиться с автомобилем для элитных VIP. Эти господа все, что хуже Мерседесc представительского класса, воспринимают как личное оскорбление.

Хотя в том случае, если вам потребуется такси во Внуково или на Курский вокзал, то любой автомобиль доставит вас быстро и со всеми возможными удобствами. Потому что еще одна особенность современных фирм-перевозчиков заключается в тщательном подборе водителей. Та же самая конкуренция заставляет сажать за руль только профессионалов с большим опытом работы. Которые, к тому же, отличаются вежливым и предупредительным отношением к пассажирам. Наглым лихачам уже давно никто не даст в руки баранку. Такси снова превратилось в транспорт для всех. Надежный, удобный и главное - доступный. Если вам нужно куда-то успеть, и у вас очень мало времени - доверьтесь таксисту, он не подведет!

Такси в том смысле, как мы его сейчас понимаем, появилось в 1907 году сразу в нескольких странах. В России, например, шофер прикрепил к своей машине объявление. Надпись гласила, что оплата за извоз происходит по соглашению сторон.

Днём рождения Лондонского такси принято считать 22.03.1907 г. Именно в этот день на улицах Британской столицы появились первые таксомоторы, оборудованные таксометром.

В Европейских странах таксометр появился раньше, чем у нас. Подобное приспособление разрешило вопрос оплаты, который препятствовал массовым перевозкам из-за вечных споров пассажиров с водителями по поводу стоимости проезда.

Предшественники современных таксомоторов

Некоторые историки утверждают, что таксометры – это изобретение представителей Древнего Рима. В те доисторические времена для расчёта за проезд использовали «каменную» меру.

К оси древнеримского такси (колесницы) крепили небольшой сосуд. Через каждую стадию (мера длины, равная приблизительно 200 м) в сосуд попадал камешек. Прибыв на место, «извозчик» подсчитывал количество камешков, и «предъявлял счёт» пассажирам.


В семнадцатом веке Лондонский извоз был лицензионным. Для перевозки пассажиров, кучера обязаны были получить разрешение или лицензию. Такая политика проводилась в Англии с 1639 г. Годом позже эту практику переняли и парижане.

В кэбах (открытых двухколёсных повозках) пассажиров стали перевозить примерно с середины 19 в.

В отличие от римлян в то время европейцы не устанавливали твёрдых тарифов за перевозки. Такое положение привело к нерентабельности извозного бизнеса. Богатым не было необходимости нанимать экипаж, так как они обходились собственным транспортом. Люди среднего достатка пользовались услугами кучеров лишь по большой необходимости. А беднякам такое удовольствие было непозволимой роскошью.

В самом конце девятнадцатого века Вильгельм Брюн сконструировал устройство для расчётов с пассажирами – таксометр.

Изобретением немецкого учёного в 1907 г. были оборудованы все лондонские такси. С этих пор дело «пошло в гору», спрос на услуги перевозчиков значительно возрос.

Откуда шашечки?

Однозначного мнения по поводу появления этого аксессуара пока нет. Установлено, что появился он в третьем десятилетии прошлого века.

Одни наделяют титулом родоначальника «шашечек» - всемирно известного опознавательного знака компанию из США – CheckerTaxiofChicago. Руководители фирмы – перевозчика полагали, что передвижение на автомобилях в некотором роде идентично гонкам. В соревнованиях гонщиков присутствовали клетчатые чёрно-жёлтые флажки. Отсюда и появилась знаменитая шахматка.


Другие, не желая отдавать «пальму первенства» американцам, уверяют, что на крыши такси квадратики перебрались с немецких клетчатых полос. Германские таксосмоторы действительно имели маркировку из клеточек, располагавшуюся вдоль кузова машины примерно на уровне пояса.

Независимо от того кто был первым, современное такси готово перевозить кого угодно, когда угодно и куда угодно, разумеется за соответствующую плату.

Мы все давно уже привыкли к такому популярному городскому виду транспорта, как такси. В отличие от самого автомобиля, понятие о подобных общественных перевозках существовало еще тысячи лет назад. Вы удивитесь, но оказывается, что на такси-колесницах разъезжали еще в Древнем Риме.

Конечно, древнеримские колесницы нельзя сравнивать с современными комфортными такси больших мегаполисов, но и они имели счетчики, по которым пассажир оплачивал свой проезд. Таксометр на такси-колеснице представлял собой таз с камешками, которые выпадали из него через приблизительно каждые 200 метров поездки. По окончании пути пассажир оплачивал проезд по числу находившихся в тазу камешков – просто и довольно практично.

Первые прототипы современных такси появились в 1636-м году в Лондоне, когда местным кучерам была выдана лицензия на извоз. Через год подобные лицензии получили и кучера Парижа. В 1890 во Франции появились фиакры, которые использовались в качестве наемного городского транспорта вплоть до появления автомобилей.

Современные автотранспортные компании предлагают такую удобную услугу, как аренда любых марок авто. Например, есть прокат микроавтобуса без водителя в Краснодаре //krasnodar.carbooking.ru/arenda_mikroavtobusa/ во всероссийской онлайновой сети аренды автомобилей CarBooking.ru.

Сперва фиакры не пользовались особой популярностью, поскольку не имели единого тарифа на перевозку и для большинства проезд в них был не по карману. Но уже в 1891-м году немец Вильгельм Брюн изобрел прибор для определения стоимости проезда, который получил название Таксометр, от французского слова Taximètre, «счетчик цены».

После того, как в 1907-м году на улицах Лондона появились первые таксомоторы, популярность такси быстро возросла. , что само слово «такси» так же происходит от французского Taximètre. Уже очень скоро машины со встроенными таксометрами стала выпускать французская автомобильная компания Рено. Активное развитие служб такси в СССР началось в 30-50-е годы, когда в стране стали появляться первые отечественные автомобили.

Современное такси в разных странах выглядит по-разному. Широкую известность во всем мире получили знаменитые желтые такси Нью-Йорка, которые можно увидеть чуть ли не в каждом голливудском фильме. В странах Азии для такси не всегда предусмотрены единые стандарты и, чтобы привлечь клиентов, таксисты могут украшать свои машины любым способом. Кроме такси в виде автомобилей в некоторых странах существуют вело-такси и байк-такси. Причем байк-такси можно увидеть даже в крупных городах России, где они пользуются популярностью из-за больших пробок на дорогах.

Табличку с таким текстом повесил на свою машину некий московский владелец в 1907 году.

Увы, с началом войны, а затем и революции, отечественный платный извоз пассажиров резко спал, а затем и вовсе сошел на нет.

В дни, когда российских таксистов срочно призывали в армию, а машины реквизировали для военных нужд, их французские коллеги совершили подвиг. Эта операция вошла в хрестоматии, ей посвящены миллионные тиражи сувениров, книг, бесчисленное множество газетных статей. Когда осенью 1914 года немцы прорвали оборону французов и возникла угроза захвата Парижа, за одну ночь 1200 таксомоторов перебросили на фронт у реки Марна свыше 6500 солдат. Столицу отстояли, "марнское такси" вошло не только в анналы национальной истории, но и стратегии как не предусмотренный никакими уставами способ переброски войск.

Что же до исконного назначения такси, как бы оно ни называлось в разные эпохи, то с французами, бесспорными лидерами в этой сфере в начале ХХ века, до сих пор спорят англичане. Франция настаивает, что само слово "фиакр", означавшее когда-то "наемный экипаж", пошло из городка Мо, а точнее, от местной часовни Святого Фиакра, покровителя цветоводов. Мол, именно на соседнем постоялом дворе некий Соваж завел в XVII веке двухместные конные повозки для перевозки земляков. А поскольку каждую украшало изображение святого, язык, всегда стремящийся к упрощению, окрестил экипажи "фиакрами".

Англия противопоставляет расплывчатому XVII веку точный год создания аналогичной службы - 1639-й. Тогда извозчики четырехколесных повозок, коучмены, получили лицензию на частный извоз. А в середине XIX столетия тяжелые кареты уступили место на улицах легкому двухместному открытому транспорту, кабриолетам, и производная от этого термина "кэб" в ходу по сей день. Помните сериал о Шерлоке Холмсе и высоко сидящего на козлах кэбмена? Ему пришлось расположиться так, чтобы различать на темных улицах Лондона таблички с номерами домов.

Впрочем, если в чем-то и сходятся позиции английских и французских историков такси, то компромисс выглядит так: родина наемного экипажа все-таки Англия, а уж Франции принадлежат лавры создательницы такси моторизованного. И англичане сквозь поджатую губу признают, что первым таксомотором в их столице была некогда французская машина марки Unic. Правда, замечают при этом, что одновременно в Лондоне работали 70 электрокэбов Bersey, предтечи всех нынешних электромобилей. С электотягой ничего путного тогда не вышло, но это, мол, потому, что она опередила свой век.

Когда стало ясно, что не всякий автомобиль подходит для службы в такси, настал звездный час компании Renault. Именно она стала массово выпускать таксомоторы ярких зеленого или красного цветов с таксометром, счастливо изобретенных немцем Вильгельмом Брюном. С закрытой пассажирской кабиной и открытой водительской. С водителями, одетыми в длинные непромокаемые кожаные пальто, с фуражкой почти армейского образца на голове. Если кто помнит, такого рода головной убор, да еще с угловатым покроем на манер фуражек нью-йоркской полиции, вдруг стали носить московские таксисты в 1970-х годах.

Возрождать такси Россия, ставшая уже советской, начала с 1925 года. Видимо идея наемного экипажа вместо частнособственнического, то есть вредного в бесклассовом обществе, пришлась хозяевам страны. Машины, понятно, пришлось покупать у капиталистов, у компаний Renault и Fiat. Поскольку стоил часовой проезд на таксомоторе 4 рубля 50 копеек при средней месячной зарплате чуть больше 21 рубля, удовольствие было не из дешевых.

Образцовой таксомоторной службой считается английская лондонская. Ее водители не только платят большие деньги за лицензию на частный извоз, но и сдают сложный экзамен на знание британской столицы. GPS-навигатором пользуются только 2-3 процента из них - настолько хорошо знают город. Консервативного вида "кэбы" обязаны без особых проблем отработать 10-12 лет и пробежать 800 тысяч километров. На деле же многие машины накрутили уже по миллиону километров и прослужили более четверти века.

Всего за несколько лет мобильные технологии произвели революцию в нише такси, обострив конкуренцию до предела. Это изрядно облегчило жизнь пассажирам: время подачи машины сократилось в несколько раз, поездки стали куда дешевле.

Объем рынка такси

Демократизация цен на такси привела к росту рынка, который к 2015 году составил $9 млрд (это ноябрьская оценка аналитической компании Merku). Член правления Ассоциации диспетчерских служб такси Оксана Серебрякова с этой цифрой не согласна. По ее расчетам, объем рынка составляет не более $6 млрд, или около 420 млрд в рублях. Из-за кризиса количество заказов упало у разных перевозчиков на 40-50%, убеждена Серебрякова, и в этом году точно не будет расти.

«Объем рынка очень сложно исчислить, - признает основатель компании «Таксилёт» Михаил Виноградов. - Мы в своих расчетах ориентируемся на 1 поездку в сутки на 10 жителей городов-миллионников. То есть в Москве можно говорить примерно о миллионе перемещений в сутки».

Никто из игроков не хочет делиться данными о своих объемах. Рынок по большей части состоит из нелегализованных и никак не фиксируемых перевозок и участников. Из своего опыта работы в регионах мы вывели формулу: обычно суточный объем перевозок составляет 10% от населения города. Средний чек зависит уровня жизни и присутствия в городе сетевика (крупной сети диспетчерских - ред.). В миллионниках это 100-150 рублей, в городках - 60-80 рублей. Поэтому берем 15 млн поездок по стране в сутки, умножаем их на 100 рублей среднего чека и получаем 1,5 млрд рублей оборота в сутки. Примерно 20% этой суммы получают диспетчерские, примерно 1% - поставщики софта для такси. Это очень грубые цифры, но они могут служить опорой для понимания рынка, который невозможно точно оценить.

Основатель такси-сервиса Gett Шахар Вайсер прогнозировал , что в ближайшие 3-4 года российский рынок такси вырастет до $15-20 млрд, причем произойдет это за счет онлайн-сервисов. Другой участник рынка убежден, что эта цифра не отражает нынешних реалий и была озвучена Gett специально для инвесторов, чтобы показать потенциал и привлечь очередной раунд.

А руководитель Cat Taxi Геннадий Котов считает некорректным оценивать российский рынок такси в долларах из-за колебаний курса и того, что стоимость перевозок абсолютно не привязана к валюте. При этом он отмечает, что для Gett и Uber падение рубля крайне выгодно: внешние инвестиции дают им дополнительные возможности для демпинга в России.

Количество таксистов

В октябре 2015 года в России официально работало более 180 тысяч машин такси (собеседники Rusbase предполагают, что эта цифра охватывает только легальных водителей). В одной только Москве, по данным городского департамента транспорта, лицензировано около 55 тысяч водителей такси. Причем многие водители сотрудничают сразу с несколькими сервисами.

По оценке основателя «Таксилёта» Михаила Виноградова, в столице работает еще около 100 тысяч такси без лицензий, работающих по договорам фрахтованияэто когда агрегатор за деньги поручает частному водителю перевозку пассажира (причем договор может быть устным) - и это не считая тех, кто приезжает из области. «Количество нелегальных такси в зависимости от обстановки в стране может стремиться к количеству всех автомобилей», - отмечает основатель «Российской биржи такси» Виталий Махинов.

Агрегаторы vs. классические такси

На рынке такси работают две группы игроков: таксомоторные компании с собственным автопарком и агрегаторы услуг такси. Последние заключают договоры с таксопарками («Яндекс.Такси») либо с частными водителями, зарегистрированными как ИП (Uber, Gett, «Максим», «Лидер», «Сатурн»). По некоторым оценкам , на долю такси-сервисов приходится больше половины таксомоторных перевозок в Москве.

Полноценных таксомоторных компаний со своим автопарком и хозяйственной базой не более тысячи на страну. Что касается агрегаторов, они делятся на чистый онлайн (без офиса и диспетчерской - Gett, Uber, «Яндекс Такси» т.п.) и традиционные диспетчерские, которые имеют свои мобильные приложения («Максим» и прочие).

Агрегаторы считают себя IT-компаниями, которые помогают водителю и пассажиру найти друг друга. Формально они не подпадают под действие закона «О такси» - в нем просто нет понятий «диспетчерская служба такси» или «информационный сервис». Традиционные перевозчики обвиняют их в недобросовестной конкуренции: агрегаторы не несут ответственности за ДТП, безопасность пассажиров, опоздания в аэропорт и техническую исправность авто. Кроме того, уже попав в базу информационного сервиса, водитель может закрыть ИП, чтобы не платить налоги.

Ярослав Щербинин,

председатель межрегионального профсоюза «Таксист»

Приложения создают условия для незаконной деятельности, привлекая нелегальных перевозчиков. Это одна из главных составляющих их успеха. Нет учета и отчисления налогов за работающих водителей, нет требований по обеспечению безопасности, ответственности перед пассажиром в случае ЧП. Потребителей привлекают ценой на уровне себестоимости поездки. Большинство водителей не понимает убыточности такого вида деятельности и втягивается в эту пирамиду. Традиционным игрокам сложно конкурировать в таких условиях.

Михаил Виноградов,

основатель «Таксилёта»

Разумеется, старым владельцам такси обидно. Они десятилетиями пахали, рисковали, их били, жгли им машины, поджидали у подъезда, вымогали деньги, душили налогами. Они выжили, перенесли все это, стали лидерами. А теперь их парни в кедах жмут. Но сколько бы лучники не бастовали, они ничего не могут противопоставить автоматчикам.

Скрытные лидеры

В медийном поле царят известные столичные агрегаторы - «Яндекс.Такси», Gett и Uber. Но в масштабах страны уверенно лидирует тройка федеральных диспетчерских - «Рутакси», «Сатурн» и «Максим». Они предпочитают держаться в тени, не раскрывают показателей и практически не общаются с журналистами.

«Это реальные лидеры рынка, наверное, даже мирового, - рассуждает Михаил Виноградов. - По сути, это русские «уберы», причем эффективные и живущие без сторонних инвестиций». Истинными хозяевами рынка пока что остаются серые кардиналы в регионах, согласен руководитель Cat Taxi Геннадий Котов. По его словам, между федеральной тройкой и остальными участниками рынка - пропасть. По приблизительным оценкам, суммарно «Рутакси», «Сатурн» и «Максим» совершают около 4 млн перевозок в сутки. Их доли в этом объеме составляют 40%, 35% и 25% соответственно.

Так что конкуренции со известными столичными сервисами они совсем не боятся. «Яндекс.Такси», Gett и Uber занимают абсолютно микроскопическую долю российского рынка, - делится на условиях анонимности представитель одной федеральной сети. - Каждый из нас по отдельности совершает больше перевозок, чем все они вместе взятые».

Рулят не приложения

По прикидкам экспертов, в Москве доля заказа такси через приложения достигает 65-70% (с учетом мелких игроков), в Питере - не более 30%, в городах-миллионниках - не более 8%, а в глубинке - не больше 3%. Дело в том, что в регионах у населения гораздо меньше смартфонов, чем кажется из Москвы.

Кроме того, в регионах плохо с навигацией: мобильный интернет хромает в населенных пунктах с населением менее 200 тысяч. Это сильно затрудняет работу приложений - водитель просто не может найти пассажира. Таксисты в маленьких городках работают по старинке, с рациями. А «Максим», «Рутакси» и «Сатурн» процветают благодаря хорошо развитой диспетчеризации и интеграции с телефонией.

Для создания полноценного онлайн-сервиса в регионах нужно основательно вложиться в локальную картографию, чтобы уточнить карты сельской местности и улучшить навигационные возможности, считает член правления Ассоциации диспетчерских служб такси Оксана Серебрякова. Сейчас службы такси из глубинки опираются на местных водителей, которые хорошо ориентируются в родных краях. По словам руководителя Cat Taxi Геннадия Котова, онлайн не приходит в глубинку не из-за картографии, а потому что местные такси не торопятся делать приложения, пока не придет сильный конкурент (сетевик).

Портреты игроков

А теперь самое время немного рассказать о лидерах рынка онлайн-такси. Если вы считаете, что мы кого-то незаслуженно забыли - дополняйте список в комментариях.

Всероссийские лидеры

Rutaxi - мобильное приложение и система заказа такси служб «Везет» и «Лидер». Эта федеральная сеть диспетчерских работает в 90 городах России и 3 городах Казахстана (Алматы, Астана, Караганда). По прикидкам экспертов, на «Рутакси» приходится около 1,6 млн перевозок в сутки - это крупнейший игрок российского рынка. Сеть сотрудничает как частными таксистами, так и с таксопарками, избавляя их от необходимости содержать собственных диспетчеров. Приложение для заказа такси со смартфона «Рутакси», по их словам, запустили в 2011 году. Процент комиссии и количество машин «Рутакси» не афиширует.

В каждом городе у «Лидера» зарегистрированы отдельные юрлица, их вид деятельности сформулирован как «обработка данных». По данным ЕГРЮЛ, учредителем практически всех подразделений сети (в том числе ООО «Лидер» и ООО «Везет») значится уфимский предприниматель Виталий Безруков (кое-где вместе с партнерами). Судя по всему, именно он основал службу такси «Лидер» в 2003 году. В поле зрения медиа Безруков еще не появлялся. В 2012 году он участвовал во II Всероссийском съезде таксистов . Его фотографию можно увидеть на сайте уфимского авиаклуба:

«Сатурн»

Предприниматель Евгений Львов запустил службу такси «Сатурн» в городе Тимашевске (Краснодарский край) в 1998 году. Сегодня компания выросла в федеральную сеть такси, которая работает в 43 городах страны. Собеседники Rusbase подсчитали, что в сутки она совершает около 1,4 млн перевозок. Как и у конкурентов, у «Сатурна» в каждом городе зарегистрировано юрлицо, практически всеми владеет сам Евгений Львов. В 2012 году сеть запустила мобильное приложение TapTaxi для заказа машины без участия диспетчера.

В 2015 году Евгений Львов вместе с партнерами запустил в США приложение для вызова такси Fasten, которое будет конкурировать с самим Uber. В сентябре проект был запущен в Бостоне, а в этом году появится и в России. Знающие люди говорят, что у основателей проекта очень большие планы, которые заметно повлияют на рынок такси.

История компании началась в 2003 году с небольшой службы такси в городе Шадринске (Курганская область). Сервис запустил предприниматель Максим Белоногов.

Максим Белоногов

Сейчас компания работает в 114 городах России и еще 11 городах Украины (Мариуполь, Харьков), Казахстана (Актобе, Астана, Петропавловск, Уральск), Грузии (Батуми, Тбилиси, Кутаиси, Рустави) и Болгарии (София). В сутки ООО «Инфосервис» (юрлицо «Максим») совершает около миллиона перевозок. Судя по данным ЕГРЮЛ, в каждом городе у «Максима» зарегистрировано юридическое лицо. Учредителями региональных подразделений выступают Максим Белоногов и Олег Шлепанов.

«Максим» работает с частными водителями, с которых берет комиссию 10%. Они работают с фирменным приложением и диспетчерской службой (по телефону поступает 90% заказов). Средний чек поездки в сети составляет 100 рублей. За день компания зарабатывает 10 млн рублей, подсчитал в апреле «Секрет фирмы». В 2011 году из компании выделилось дополнительное направление - сервис по диспетчерскому обслуживанию таксомоторных компаний Taxsee .

«Максим» - лидер по количеству городов, но во многих из них он присутствует лишь номинально, уточняет критически настроенный источник Rusbase.

Столичные лидеры

Такси-сервис от «Яндекса» вышел на рынок в 2011 году. Это была инициатива сына основателя корпорации Льва Воложа. Сервис работает только с таксопарками - сейчас у «Яндекс.Такси» 450 партнеров, которые объединяют 30 тысяч машин. В апреле 2015 года они обрабатывали 60 тысяч заказов в сутки. Нынешние оценки варьируются от 100 до 200 тысяч поездок в сутки. Сегодня сервис доступен в 14 городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Сочи, Владикавказе, Новосибирске, Омске, Перми, Самаре, Туле и Воронеже. С 2016 года «Яндекс.Такси» является отдельной компанией в составе холдинга. Генеральным директором Яндекс.Такси стал Тигран Худавердян, который руководит сервисом с 2014 года, а до этого руководил направлением мобильных продуктов «Яндекса».

Тигран Худавердян

Расплатиться за поездку можно наличными или банковской картой. Комиссия для таксопарков составляет 11% + НДС, средний чек поездки в Москве - 533 рубля. Также агрегатор предлагает рынку профессиональный программный комплекс для служб такси «Яндекс.Таксометр», в который входит программа для таксопарков и мобильное приложение для водителей. Как указано на сайте продукта, к нему подключены 1000 компаний и 200 тысяч авто по всей стране. В январе 2015 года «Яндекс» купил сервис «Рос.Такси», который позволяет таксопаркам принимать заказы, координировать работу водителей и вести отчетность.

Израильский предприниматель Шахар Вайсер пришел в Россию со своим сервисом GetTaxi в 2012 году. Сейчас такси Gett (обновленное название) можно заказать в 10 городах России - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Сочи, Екатеринбурге, Красноярске, Самаре, Ростове-на-Дону и Краснодаре. По Москве средний чек составляет 400–500 рублей, комиссия Gett равна 15%. Это больше, чем у «Яндекса», но и функционал у Gett шире - помимо агрегации и поддержки пользователей, компания занимается наймом и подготовкой таксистов.

Сервис работает с таксопарками и частными водителями, у которых есть лицензия на пассажирские перевозки. Всего в системе Gett доступно около 20 тысяч машин. Российское подразделение компании возглавляет Виталий Крылов.

Знаменитый американский стартап занялся российским рынком в конце 2013 года. Он работает с частными водителями, на машинах которых отсутствуют опознавательные знаки такси. Для подключения к системе Uber необходима лицензия. Данные о числе водителей и взимаемой с них комиссии Uber принципиально не раскрывает.

Сервис запущен в 7 городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Сочи. Российским офисом скандального единорога руководит Дмитрий Измайлов. «Нас интересуют все города с населением больше 100 тысяч человек», - рассказывал он в интервью Rusbase.

ООО «Сити-Мобил» - один из крупнейших столичных перевозчиков, который работает с частными водителями. Предприниматель Арам Аракелян вместе с партнерами создал компанию в 2007 году. Служба «Ситимобил» одной из первых внедрила софт для автоматизированного распределения заказов между ближайшими машинами, сократив время ожидания до 10 минут. Сейчас с ней работает более 20 тысяч таксистов, которые платят сервису 15% комиссии. «Ситимобил» - партнер «Яндекс.Такси», поэтому водители сервиса принимают заказы от обеих систем. В 2014 году «Ситимобил» доставалось 10% заказов Москвы. Также сервис работает в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Казани, а в дальнейшем планирует покорить страны СНГ.

«Российская биржа такси»

В 2008 году партнеры Виталий Махинов и Владимир Чирков запустили первый в России b2b-агрегатор заказов такси для таксопарков и диспетчерских служб - Российскую биржу такси (РБТ). История началась с 15 партнеров, которым предлагалось меняться «неудобными» заказами между собой. На данный момент к системе РБТ подключено более тысячи таксомоторных парков и диспетчерских служб, а также более 50 тысяч водителей. Каждый день через РБТ проходит более 10 тысяч заказов в день. Гендиректор РБТ - Руслан Калинов.

Что будет дальше?

Куда едет российский рынок такси? Опрошенные нами участники рынка сходятся на том, что на смену жесткой конкуренции приходит кооперация на почве инноваций. Причем в основе этих изменений лежит снижение издержек. Новые игроки приносят в отрасль свежие идеи и перетягивают пассажиров не у других такси, а у общественного транспорта (помогая его разгрузить). Они пересаживают на такси тех, кому оно раньше было не по карману.

Аутсорсинг и разделение ролей оптимизируют расходы компаний. Таксопарки будут отвечать за автомобили и водителей, гибкие технологические компании - за маркетинг, продажи и логистику. В регионах это будет реализовано тогда, когда там будет достаточно смартфонов. В такси приходят технологии и идеи из смежных рынков: грузоперевозок, навигации и мониторинга дорожного движения. Технологическое сотрудничество поможет преодолеть кризис отрасли такси, подчеркивают эксперты.

Изобретателем предшественника таксометров считается древнегреческий математик, физик и механик Герон Александрийский, который в первом веке до нашей эры рассчитал остроумный прибор одометр – счетчик числа оборотов колёс простейшей повозки. Его реальная конструкция остаётся неизвестной, а идея одометра заключалась в совпадении отверстий в крышке прибора и в горизонтальном диске, который от оси тележки проворачивала точно просчитанная система шестеренчатых и червячных передач.

Предположительная конструкция одометра доисторического изобретателя Герона из Александрии​

В определенный момент в приёмный ящик падали ранее заготовленные шарики или камушки, и по их количеству определялась длина пройденного пути и соответственно величина оплаты за проезд. В последующих конструкциях диск вращал цифровые цилиндрики, указывавшие пройденный километраж.

Первые в мире таксометры и такси

Через десятки веков эти древние изобретения реанимировали, многократно переделывали и придумали им понятное на весь мир слово «таксометр», означающее просто «счётчик цены». Это были механические приборы с несколькими цифровыми барабанами для измерения пройденного пути и определения таксы – стоимости проезда. Поначалу их устанавливали на наёмных конных повозках, которые затем сменили особые легковые машины, оборудованные таксометрами – таксомоторы или попросту такси.

Вторичное изобретение таксометра состоялось в 1889 году, когда немецкий инженер Фридрих Вильгельм Густав Брюн (Bruhn) разработал и собрал первый одометр для конных экипажей, запатентованный в ноябре 1892-го.


Первый в мире выдвижной одометр для конных повозок конструкции Фридриха Брюна. 1893 год

Важнейшим результатом его деятельности стал первый в мире автомобиль-такси Taxametr Droschke на шасси четырехместной самоходной повозки Daimler Motorkutsche с таксометром и четырехсильным мотором заднего расположения. Машину заказывал местный владелец конных колясок и в мае 1897-го продемонстрировал её на улицах Штутгарта.


Первый в мире самоходный наёмный экипаж-дрожки Motor Taxametr Droschke с таксометром на шасси Daimler. 1897 год

Кроме того, Брюн впервые стал оснащать таксометры ручными откидными рычажками с табличками, сообщавшими пассажирам о том, свободен или занят данный самоходный аппарат. В последующие годы немецкий изобретатель получил ряд патентов на новые конструкции своих массивных таксометров прямоугольной и цилиндрической формы, демонстрировал их в разных странах и затем основал несколько фабрик для их массового выпуска.

Массивный навороченный автомобильный таксометр, применявшийся в Санкт-Петербурге. 1906 год

Цилиндрической таксометр с цифровыми цилиндриками работы безымянной компании из Берлина

Первые шаги таксометров и такси​

В первое время, когда не существовало специальных автомобилей-такси, единственным примером для подражания являлись конные повозки, конструкция которых была отлажена веками. Французы приняли за основу свои легендарные фиакры, англичане – высоченные чопорные кэбы, в странах центральной Европы – дрожки, в России – извозчичью пролётку. Проблема переделки их в самоходные коляски решалась довольно просто: из конного экипажа выпрягали лошадь, заменив ее лёгоньким бензиновым движком и приводом на задние колеса. И вот вам моторное такси!

Автомобильные такси конца XIX-го и начала XX веков внешне почти ничем не отличались от обычных легковых машин, не считая торчавших с разных сторон таксометров, и по старинке их называли моторными фиакрами, кэбами, дрожками. Они оснащались разными видами двигателей, открытыми или закрытыми кузовами с козырьками или навесами для защиты пассажиров и «моторного извозчика» от солнца и непогоды. Считалось, что возница должен был иметь свободу движения, хорошую обзорность и возможность общения с пешеходами, полицейскими и другими извозчиками.


Французская «пролётка» Unic 12/14CV образца 1908 года английской сборки в городском музее Лондона (фото автора)
На улицах Берлина автомобили-такси Opel 10/20PS с круглыми таксометрами рядом с сиденьями возниц. 1907 год
Британский наёмный кэб Rational 10/12HP с горизонтальным мотором и планетарной коробкой передач. 1909 год

Эти не слишком удобные и комфортные самоходные коляски небольших габаритов отличались легкостью, маневренностью и вмещали достаточно много багажа – на площадке за местом шофёра, на подножках, задней стенке кузова или на крыше.

Из огромного количества всевозможных такси особой знаменитостью стала лёгкая машина Renault AG-1 с 12-сильным моторчиком и ярко-красным четырехместным кузовом, выпускавшаяся в 1907-1914 годах.


Парижские такси Renault AG-1 с таксометрами на левой кромке кузовов достигали скорости 50 км/ч

Это был хрупкий и сугубо гражданский автомобиль, волею судеб повлиявший на ход крупного военного сражения и ставший известным как Марнское такси. В сентябре 1914-го на таких машинах удалось срочно перебросить на фронт большое число резервистов, защитивших Париж от немецких войск, которые уже форсировали реку Марна.


Водитель парижского такси Renault AG-1 готов выехать на линию фронта на Марне. 6-7 сентября 1914 года
Нереставрированное Марнское такси AG-1 хранилось в Парижском музее армии близ гробницы Наполеона

В дореволюционной России сторонникам создания службы такси пришлось начинать с борьбы за сферы влияния с извозчиками, которые бурно процветали во всех городах. Официальный таксомоторный промысел в Санкт-Петербурге был открыт в мае 1907-го, в Москве одно из первых моторных такси появилось в сентябре. Для них использовали только импортные легковушки мелких и более известных западных компаний.


Работавший в Санкт-Петербурге автомобиль Laurin-Klement GDV с таксометром и 18-сильным моторчиком. 1910 год

Редкие исключения в области такси составляли пробные электромобили (рассказ о них впереди), машины с передними ведущими колесами и горизонтальными моторами, а также английские и французские такси-кэбы с высоким расположением места водителя, сидевшего «на облучке» за крытым пассажирским салоном.


Оригинальное британское низкопрофильное такси Pullcar 12/14HP с приводом на передние колёса. 1906 год

Британский такси-кэб Vauxhall, собранный в 55 экземплярах для туристических поездок по Лондону. 1905 год

Одноместная прогулочная коляска с повышенным расположением места водителя. 1910 год


Французское крытое такси Roval с высоким расположением шофера и органов управления. 1909 год

Тяжелые и массивные таксометры постепенно уступали место компактным цилиндрическим конструкциям, которые устанавливали в особых гнёздах в местах, где их одновременно могли видеть водитель и пассажир: перед лобовым стеклом, в дверных проемах, на спинках сидений и т. д.

Такси на пути возмужания

В 1920-е годы в Западной Европе состоялся окончательный переход от конных пассажирских экипажей к достаточно прочным, совершенным и практичным автомобилям-такси на базе серийных легковушек, внешне отличавшимся лишь вынесенными в сторону от кузова таксометрами. В трудный межвоенный период стремление к приобретению самых дешевых машин привело к созданию миниатюрных и недорогих народных такси известных марок Renault, Citroёn, Hanomag, Dixi и других.


Примитивный уникум Hanomag Kommissbrot по прозвищу «черствая горбушка» в варианте такси. 1927 год (фото автора)
Французский такси-кэб для осмотра Парижа на микролитражке Citroёn С2 с местом водителя за кабиной. 1923 год
Немецкая 24-сильная малолитражка-такси Dixi 6/24HP с кузовом ландоле развивала 80 км/ч. 1924 год

Для облегчения посадки и высадки на ряде машин устанавливали трансформируемые кузова, но они не прижились.

Смелые эксперименты с такси Renault KJ1 для удобства пассажиров. 1924 год

Для быстрого обнаружения такси в городском потоке их стали окрашивать в яркие цвета, а кузова снабжали жёлтой отличительной полосой или особыми поясными лентами с черно-белыми квадратиками – «шашечками». Говорят, их придумал какой-то шутник, принявший за образец шляпную ленточку, которую носили женщины лёгкого поведения, чтобы привлечь к себе внимание.


Американский автомобиль-такси Checker, на котором впервые появилась шахматная лента по бортам. 1922 год
Роскошное австрийское такси Steyr XII с крупными «шашечками» по бокам пассажирского салона. 1928 год

По окончании расчетов с пассажирами на большинстве такси включался откидной рычажок со словом «Свободен» на разных языках. На таких табличках и вдоль бортов часто наносили надпись For Hire (наёмный), и загорались привлекательно яркие световые огоньки разных цветов.

Механический световой таксометр с двумя лампочками разного цвета. 1924 год

Английский прибор Argo с поворачивавшимся флажком с надписью For Hire. 1936 год

В 30-е годы в Великобритании началось мелкосерийное производство просторных и солидных так называемых «лондонских такси», выкрашенных только в черный цвет. Со временем они завоевали первенство в Европе по специальным и экзотичным машинам с оригинальной планировкой салона, внутренней перегородкой, открытым местом для крупных вещей и съёмной решёткой на крыше.


Одно из первых лондонских такси Austin 12/4 с кузовом Mulliner и боковым багажником. 1933 год
Серийное такси Morris Commercial G2SW с местом для погрузки крупного багажа прямо с улицы. 1937 год

Их главной новинкой был вместительный багажный отсек с полностью открытым снаружи доступом, размещенный с передней левой стороны машины. Во Франции выпускали подобные такси с расширенными дверями.


Французское такси Renault KZ11 с распахивавшейся на 180 градусов передней дверью. 1933 год (фото автора)

С прекращением Первой мировой войны свою деятельность начала крупная многопрофильная компания Beardmore из Шотландии, выпускавшая сразу четыре типа вместительных такси спорной внешности, предназначавшихся для обслуживания дорог с твердым покрытием и отличавшихся высоким дорожным просветом.


Шотландский автомобиль-такси Beardmore Mk II с клиренсом в 254 мм развивал скорость 110 км/ч. 1923 год

В начале 20-х выпуском собственных такси начала заниматься небольшая американская компания Checker, к которой вскоре добавилась фирма Yellow Cab, применявшая серийные шасси корпорации General Motors. Обе представляли собой уникальный в автомобильной истории случай, так как практически полностью специализировались на выпуске оригинальных многоместных такси исключительного желтого цвета.


Типичное американское такси Checker с узким пояском из «шашечек» и множеством фонариков. 1933 год

В июне 1925-го на улицы Москвы выехали первые 15 легковушек Renault KZ, которые за свою странную внешность и блестящую черную окраску называли «утюгами» или «браунингами». Пассажиров, никогда не видавших ничего подобного, больше всего интересовал ящик с бегающими цифрами (таксометр): их удивляло, как лихо и точно он считает, не сбиваясь; спрашивали, как ящик отгадывает, сколько вёрст уже пройдено.


Показ французских пятиместных «браунингов» Renault KZ на шасси легковой модели Vivaquatre. 1925 год
Диковинная 35-сильная машина-такси Renault KZ длиной более четырех метров развивала скорость 85 км/ч

В 1932-м Горьковский автозавод приступил к выпуску легковушек-такси ГАЗ-А с перегородкой в салоне, средним откидным сиденьем и местом для багажа рядом с водителем. За ним категорию такси пополнила «эмка» ГАЗ М-1 с таксометром, установленным над лобовым стеклом, задней откидной багажной решеткой и фонарем со световой надписью «Такси».


«Эмка»-такси с багажником, увеличенным за счет перестановки запасного колеса на левую подножку. 1936 год

К концу межвоенного периода появились более совершенные и компактные механические таксометры, которые предоставляли расширенный набор сведений (дата, время посадки и завершения поездки, пройденное расстояние и т. д.). Для их привода служили мягкие валики или гибкие тросики, передававшие крутящий момент от коробки передач через специальные редукторы. Небольшие таксометры стали переселяться внутрь кузова и обосновались на панели приборов, где вместе со спидометрами образовали единый прибор с двумя самостоятельными функциями. Снаружи их заменяли световые табло на крыше с надписью Taxi, создававшие впечатление полного отсутствия таксометров.

На заглавной фотографии – живописная сценка на лондонском вокзале: погрузка чемоданов в открытый багажный отсек и на крышу автомобиля-такси Morris Commercial G1 образца 1929 года

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: