Откуда фрауэнкирхе имеет свое имя. Тайны Фрауенкирхе

Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche), официальное название нем. Der Dom zu Unserer Lieben Frau (Собор святой Богородицы) — самый высокий собор в МюнхенеВ 2004 году на референдуме было принято решение, запрещающее строительство в городе зданий выше 99 метров. Почему именно 99 метров? Да потому, что такова высота самого высокого собора и символа города - Собора св. Богородицы , или, как его чаще называют, Фрауэнкирхе . На момент окончания строительства (в 1525 году) в соборе могло поместиться 20 тысяч человек, в то время как население Мюнхена составляло лишь 13 тысяч. Конечно, размеры Фрауэнкирхе поражают и сейчас, а о том, какое впечатление произвела церковь на своих современников, легко догадаться.




Фрауенкирхе - это бескомпромиссная готика. Чистая, надменная, ясная. А к ней в избалованной барокко Баварии не привыкли. Когда пройдешься по нарядной улице Кауфингерштрассе с ее роскошными магазинами, а потом неожиданно окажешься под гулкими и пустынными сводами собора, становится не по себе.
Готика - это величие пространства, строгость линий. Главный собор города возвели в эпоху средневековья, хотя в его архитектуре уже чувствуется приближение Возрождения. Массивность сооружения смягчают купола-луковицы - «романские шлемы». Собор строили на протяжении 26 лет и освятили в 1494 году, незадолго до начала Реформации. Тогда же в Баварии был основан первый университет, а в Мюнхене напечатана первая книга.

"Здесь как-то голо!", - испуганно шепчет какая-то туристка мужу. Она скептически оглядывает массивные колонны собора Фрауенкирхе, пока ее взгляд наконец не останавливается на длинном облачении Райнхарда Беренса. Смотритель собора Беренс уже знает, что за этим последует - женщина подойдет к нему и задаст классический вопрос: «Это что, протестантская церковь?» В этом вопросе слышится явное разочарование.
Почему мюнхенский собор Фрауенкирхе выглядит таким чопорным? Почему люди избегают заходить в храм, который считается символом города? Местные католики предпочитают храмы поуютней, да и мало кому из туристов по нраву его аскетичность. Райнхард Беренс терпеливо объясняет, что не все католические храмы в Баварии построены в стиле барокко. Что его собор не похож на нарядные церквушки с игривой лепниной и росписями на потолке, с ангелочками, с высокими алтарями и сверкающими дароносицами.

Но еще более знаменитой церковь стала благодаря следу дьявола на полу собора. Легенда объясняет это договором между сатаной и архитектором, при котором последний должен построить храм без окон, который должен всегда быть освещен, и тогда дьявол не будет вмешиваться в его работу. Когда строительство было окончено, архитектор показал храм, в котором не было ни единого окна, и в то же время был светел, как днем. Дьявол рассердился и топнул ногой, после чего на полу собора остался след от его правой ноги.

Считается, что если наступить на этот отпечаток во время пребывания во Фрауэнкирхе, то весь последующий год будет на удивление удачным.

Вообще-то легенд было сразу две. По первой легенде, когда собор был построен, но не освящен, слонялся в этих местах сам Дьявол. За каким-то чертом, простите за тавтологию, занесло его в церковь. Зашел он в притвор - а там, если посмотреть на фотографию, есть место такое, где окна скрыты колоннами - и стал хохотать над незадачливыми строителями, которые так облажались, соорудив храм без окон. Ржал Сатана и ногой притоптывал. Так появился след черной пятки. Когда церковь освятили, стал туда валить народ. Сатана заинтересовался, снова прискакал, да увидел, что окна у церкви таки имеются, да еще какие! Рассвирепел демон, обратился ураганом и попробовал снести собор. Но силенок адовых не хватило. С тех пор все не унимается дьявол и иногда закручивается смерч возле ворот, да тщетно.

По второй легенде заключил Дьявол с архитектором церкви Гангхофером пакт. Со стороны Сатаны обещалась всяческая помощь в постройке здания, архитектор в свою очередь пообещал душу первого человека, который войдет в церковь. После завершения строительства хитроумный архитектор привел Сатану на то самое место в притворе и упрекнул "партнера", что он, дескать, натурально лоханулся и построил церковь без окон, и что хрен он получит, а не душу. Сатана распсиховался и коптыцем топ! Но поздняк метаться, контракт расторгнут!

Само кирпичное здание, построенное в стиле поздней готики, более ста метров в длину, 40 метров в ширину и почти 37 метров в высоту. По размерам почти, как дачка Шойгу, но скромнее, конечно. Интерьер церкви не создает впечатления бесконечного пространства, скрываемое 22 шестиугольными колоннами:

Интерьер очень аскетичен, но светел и легок, чего не ожидаешь от готических церквей.

Витражи показывают прихожанину различные сценки из жизни девы Марии:

Во Фрауенкирхе не заигрывают с паствой и не укорачивают службы. Доминиканцы или иезуиты из других католических храмов Мюнхена вольны гоняться за своими прихожанами. «Мы не ждем аплодисментов. Храм - это не балаган, - говорит церемониарий Антон Хеклер. - Месса во Фрауенкирхе - пример для подражания». Здесь служат по всем канонам. Ведь если в каждом храме будут действовать по собственному усмотрению, что станет с единством церкви?

По воскресеньям в соборе, рассчитанном на 20 тыс. человек, набирается от силы 100-200 прихожан. Вечерню служат в крохотной часовне для 15-20 старушек. При этом баварское телевидение транслирует в прямом эфире главные мессы. Так что Вольфгангу Хуберу, настоятелю храма, хватает забот и с их подготовкой, и с визитами международных делегаций. В конце концов, Фрауенкирхе никогда не была «народной» церковью. Она - символ герцогской власти.

Барочную музыку исполнять здесь невозможно. Из-за мощного эха звуки сливаются, и получается какофония. «Бах у нас бьет по ушам», - улыбается регент. Акустика во Фрауенкирхе такова, что за музыкальными произведениями с быстрым темпом «пространство просто не поспевает». Но стоит зазвучать грегорианским хоралам или мессе Моцарта, становится ясно, на что способна здешняя капелла. Когда горят бесчисленные свечи и от ладана густеет воздух, в этих стенах ощущаешь незримое присутствие Святого Духа. В такие мгновения раскрывается истинная сила собора, красота церковной службы, будто ты перенесся в Венецию ХVII века, в знаменитый собор Святого Марка.

Главный орган в западной эмпоре. Построен в 1994-м году. Выглядит модерново:

Начиная с XVI века здесь венчали и хоронили правителей Баварии, герцогов Виттельсбахов. На площади перед собором набирали войско, а настоятелей Фрауенкирхе назначал сам герцог. Собор верой и правдой служил власти, его могучие своды и мощные башни, устремленные в небо, были символом непобедимости баварских правителей. Уже его предшественница Мариенкирхе, возведенная на этом месте в XIII веке, была домовой церковью герцогов.
Простой же люд молился в церкви Святого Петра - любимом в народе и самом старом храме города. Мюнхенцы до сих пор не могут смириться с тем, что он остается в тени привилегированной Фрауенкирхе.
Каждому, кто разглядывает старые гравюры, обязательно бросается в глаза «светскость» собора. Надгробие Людвига Баварского - самого знаменитого представителя Виттельсбахов за все 8 веков существования рода, воздвигли прямо перед главным престолом, почти загородив его. Да еще водрузили сверху национальный флаг Баварии.

Кенотаф (символическая могила без останков) Императора Баварского Людвига. Останки императора находятся здесь же в крипте церкви:

Кенотаф построен в 1622-м году по заказу герцога Альбрехта четвертого. Во главе ансамбля находится бронзовая статуя самого Альбрехта, из чего становится ясно, что Альбрехт энтот не такой уж и ровный пацан с уважухой к старшакам, а просто самовлюбленный эгоист, торгующий своей образиной на могиле авторитетного пацана в законе Людвига:

Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche) - крупнейший кафедральный собор Мюнхена, усыпальница династии Виттельсбахов и современный туристический символ баварской столицы. Необходимо уточнить, что название «Фрауэнкирхе» является простонародным, тогда как официально именуется Собор Пресвятой Девы Марии (Dom zu Unserer Lieben Frau).

Содержание
содержание:

Фрауэнкирхе представляет собой классический образец бескомпромиссной и холодной готики. Фрауэнкирхе - это величие пространства, строгость линий и суровый аскетизм. Удивительным является тот факт, что изначально собор был рассчитан на 20 000 прихожан, хотя в период постройки население города составляло всего лишь 10-15 тысяч человек. В наше время внутри установлены сидячие места для 4 000 верующих, хотя на воскресные службы собирается не более 200-300 посетителей.

Началом строительства Фрауэнкирхе является 1468 год. Основная часть сооружения была готова уже через 20 лет, что для того времени являлось рекордно быстрым сроком. Однако затем работы были приостановлены из-за нехватки финансирования. Недостроенными оставались две башни-колокольни. Потребовалось несколько десятилетий, чтобы собрать необходимые денежные средства. Окончательное строительство Фрауэнкирхе завершили в 1525. Длительное время столб северной башни являлся ориентиром и точкой отсчёта для всех территориальных замеров Баварии (например, при определении земельных участков).

Несмотря на внушительные размеры собора, которые составляют 109×40 метров, внутреннее пространство достопримечательности не производит ошеломляющего впечатления. Визуально помещение уменьшается за счёт двух рядов восьмиугольных колонн, удерживающих соборную крышу. Для готических сооружений подобных размеров такое архитектурное решение абсолютно не свойственно, ведь опорные колонны всегда находились снаружи. Также не свойственным является и строительный материал - кирпич, а не камень. Последний факт объясняется отсутствием поблизости Мюнхена каменоломни, способной удовлетворить столь масштабное строительство.

От других готических построек Фрауэнкирхе отличают и купола. Согласно первоначальному проекту, венчать две 99-метровые башни-колокольни должны были заостренные шпили, схожие с теми, что украшают Кёльнский собор, однако под влиянием зарождающегося стиля Возрождения от готических архитектурных идей отказались. За основу взяли купола Храма Гроба Господня в Иерусалиме, которые, в свою очередь, были скопированы с византийских храмов. Купола Фрауэнкирхе стали ярким контрастом общей архитектурной стилистики, и до сих пор неоднозначно воспринимаются жителями Мюнхена. В наше время в городе запрещено строить здания и сооружения превышающие по высоте выше башни Фрауэнкирхе.

Фрауэнкирхе - символ Виттельсбахов

Собор никогда не был народной церковью, так как являлся символом политической власти и духовным оплотом правящей династии Виттельсбахов. Эта роль перешла по наследству от романской церкви Мариенкирхе, которая в течении двух веков являлась семейным храмом герцогов Баварии. Фрауэнкирхе построили вокруг Мариенкирхе, и только затем разобрали последнюю. Исключительное положение обоих сооружений во многом определялось тем, что их настоятелей назначал сам герцог, выбирая его только из дворянских семей.

Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане и простые баварцы никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу. Они предпочитали молиться в Церкви св. Петра (самый старый храм города) и до сих пор не могут смириться с тем, что их «Старина Пётр» остаётся в тени привилегированного собора Фрауенкирхе.

Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Богоматери с алтаря на центральную площадь Мариенплац . Величественную фигуру Девы Марии Максимилиан I объявил святой заступницей Баварии и превратил в политическое оружие дома Виттельсбахов.

Особенно прекрасным художественным и скульптурным творением является чёрный мраморный кенотаф Людвига IV - самого знаменитого представителя Виттельсбахов за 738-летнюю историю династии. Кенотаф представляет собой роскошный надгробный памятник без останков усопшего монарха (находятся в крипте собора). Уникальную достопримечательность воздвигли в 1622 по заказу курфюрста Максимилиана I. Центральное место в составе скульптурной композиции занимает бронзовая статуя Альбрехта V (дед Максимилиана I), который вошёл в историю как один из руководителей Контрреформации в Германии. Именно он в 1559 для поддержки католичества пригласил в Мюнхен иезуитов. В последствии, большинство германских правителей поддержат идеи Реформации, однако представители баварской династии Виттельсбахов всегда будут оставаться яростными защитниками «истинной веры».

Согласно старой легенде, сам дьявол оставил отпечаток своей ноги у входа в Собор Пресвятой Девы Марии. Поговаривают, главный архитектор заключил с ним сделку: Люцифер обещал помочь в сложном строительстве взамен на душу первого человека, который войдёт в собор. Однако когда дьявол явился за обещанной платой, архитектор пожаловался, что сооружение выстроено с недочётами и прогнал его. Сатана в бешенстве топнул ногой у дверей храма, отпечатав свой след, и убрался восвояси, но «должника» не простил. Последний умер в течение года и был похоронен под северной башней.

Появились в конце XVI века, так как настоятели Фрауэнкирхе особо ревностно относились к богослужениям и утверждали, что последние всегда должны начинаться строго в положенное время. Кроме точного времени часы показывают планеты Солнечной системы, знаки Зодиака, лунные фазы и движение Солнца. В 1749 в рамках реставрационных работ в часовой механизм был добавлен кукарекающий петух. Несколько раз корпус часового механизма видоизменяли в зависимости от новых художественных веяний своего времени, поэтому первоначальный облик уникальной достопримечательности не сохранился. Мелодия часов воплощает заступничество Христа и Марии перед Богом Отцом.

Крипта

Лестница за алтарём ведёт в Крипту, где находятся захоронения представителей династии Виттельсбахов, архиепископов и кардиналов. В наше время Крипта представляет собой простое помещение с кирпичными стенами и бетонным балочным перекрытием, хотя до середины XX века отличалась более изысканным художественным оформлением. Все могилы и захоронения вмурованными в стены Гробницы (отдельное помещение в Крипте). Вход в Гробницу, как правило, закрыт для туристов.

Напомним, кроме Фрауэнкирхе, Виттельсбахов хоронили ещё в Театинеркирхе и Церкви св. Михаила, а в некоторых случаях существовала традиция погребения сердца умершего (отдельно от тела) в поминальной капелле Альтёттинга.

Не удивляйтесь, если на стенах собора увидите надгробные плиты с эпитафиями. Они напоминают о кладбище, которое окружало Фрауэнкирхе вплоть до конца XVIII века. Когда его закрыли, плиты вынули из земли и повесили на стены.

ФРАУЭНКИРХЕ

Символ города – позднеготическая Фрауэнкирхе.

Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche), официальное название нем. Der Dom zu Unserer Lieben Frau (Собор святой Богородицы) - самый высокий собор в Мюнхене. С 1821 года главная церковь вновь созданного архиепископата Мюнхен-Фрайзинг.
Строительство собора было начато в 1466 году и закончено в 1525 году (1466-1492 архитектор Йоргом фон Хальсбахом, известный также как Гангхофер). Собственно сам собор был построен быстро, а вот башни были достроены почти столетие спустя.
В соборе могли найти себе место до 20 000 прихожан, в то время как на момент окончания строительства население Мюнхена составляло всего 13 000 человек. В наше время собор вмещает около 4000 человек сидя, благодаря установленным там в последние годы лавкам для прихожан.
Однако внутри собор не производит впечатления огромного сооружения, так как 22 колонны, поддерживающие крышу, создают иллюзию значительно меньшего пространства.
Высота собора составляет 99 метров. По решению референдума, состоявшегося в 2004 году, в Мюнхене временно запрещено строить здания выше Фрауэнкирхе, то есть выше 100 метров.
Одна башня выше другой на 12 см. По первоначальному замыслу их должны были венчать шпили как у Кельнского собора, но из-за нехватки денег возвели купола, стилистически не соответствующие собору.
Длина собора - 109 м, ширина - 40 м. Внутреннее убранство трехнефной церкви было частично утрачено во время Второй мировой войны. Сохранились великолепные скамьи хоров, выполненные Эразмом Грассером в 1502 году, гробница Людвига IV Баварского из черного мрамора, алтарь св. Андрея и картины Яна Полака. Хотя богатый готический интерьер собора был частично уничтожен, частично вынесен еще в эпоху контрреформации.
В крипте похоронены представители династии Виттельсбахов (нем. Wittelsbach), правивщей в Баварии и Пфальце
Церковь представляет собой бедное украшенное, но больших размеров кирпичное здание. Она пятинефная, зальной системы, без трансепта, но снабжена хоровым обходом и двумя западными башнями. Ее вдвинутые внутрь контрфорсы и по продольным сторонам обратились в ряды часовен необычайной высоты. На их восьмигранных столбах без капителей покоятся служебные колонны, которые разветвляются в богатые сетчатые своды. Строгая, но светлая церковь типична для баварского кирпичного стиля XV столетия.


Teufelstritt, отпечаток дьявола. По легенде строитель церкви заключил сделку с дьяволом, что в церкви не будет окон, а дьявол поможет построить здание. Но дьявол был обманут умным архитектором. Церковь была уже освящена и дьявол мог стоять только около входа, а с этого места окна не были видны из-за колонн. Дьявол в бешенстве топнул ногой и оставил отпечаток, где у пятки виден след хвоста.


Алтарь.


Потолок.


Орган.


Гробница императора Священной Римской империи Людовика IV работы Hans Krumpper.


Алтарь св. Андрея.

Статья из журнала GEO, №12, 2006 г.

Собор Баварской Богоматери
Символ Мюнхена – собор Фрауенкирхе. Никто не откажет ему в величественной и холодной готической красоте. Но мюнхенцы предпочитают другие церкви.
Останки баварских архиепископов покоятся в крипте мюнхенского кафедрального собора Фрауенкирхе. В сводчатом помещении под алтарной частью по традиции хоронили священнослужителей и аристократов.
"Здесь как-то голо!", – испуганно шепчет какая-то туристка мужу. Она скептически оглядывает массивные колонны собора Фрауенкирхе, пока ее взгляд наконец не останавливается на длинном облачении Райнхарда Беренса. Смотритель собора Беренс уже знает, что за этим последует – женщина подойдет к нему и задаст классический вопрос: «Это что, протестантская церковь?» В этом вопросе слышится явное разочарование.
Почему мюнхенский собор Фрауенкирхе выглядит таким чопорным? Почему люди избегают заходить в храм, который считается символом города? Местные католики предпочитают храмы поуютней, да и мало кому из туристов по нраву его аскетичность. Райнхард Беренс терпеливо объясняет, что не все католические храмы в Баварии построены в стиле барокко. Что его собор не похож на нарядные церквушки с игривой лепниной и росписями на потолке, с ангелочками, с высокими алтарями и сверкающими дароносицами.
Фрауенкирхе – это бескомпромиссная готика. Чистая, надменная, ясная. А к ней в избалованной барокко Баварии не привыкли. Когда пройдешься по нарядной улице Кауфингерштрассе с ее роскошными магазинами, а потом неожиданно окажешься под гулкими и пустынными сводами собора, становится не по себе.
Готика – это величие пространства, строгость линий. Главный собор города возвели в эпоху средневековья, хотя в его архитектуре уже чувствуется приближение Возрождения. Массивность сооружения смягчают купола-луковицы – «романские шлемы». Собор строили на протяжении 26 лет и освятили в 1494 году, незадолго до начала Реформации. Тогда же в Баварии был основан первый университет, а в Мюнхене напечатана первая книга.
Фрауенкирхе – один из последних памятников эпохи, когда Западная церковь была единой. Это лаконичный и суровый храм. Средства тут подчинены цели, в отличие от иезуитского барокко, где цель принесена в жертву средствам. Строгий набожный дух средневековья не терпел вычурности и оперных эффектов.
Барочную музыку исполнять здесь невозможно. Из-за мощного эха звуки сливаются, и получается какофония. «Бах у нас бьет по ушам», – улыбается регент. Акустика во Фрауенкирхе такова, что за музыкальными произведениями с быстрым темпом «пространство просто не поспевает». Но стоит зазвучать грегорианским хоралам или мессе Моцарта, становится ясно, на что способна здешняя капелла. Когда горят бесчисленные свечи и от ладана густеет воздух, в этих стенах ощущаешь незримое присутствие Святого Духа. В такие мгновения раскрывается истинная сила собора, красота церковной службы, будто ты перенесся в Венецию ХVII века, в знаменитый собор Святого Марка.
В певческой школе при храме учатся 300 детей. В соборе, где служил капельмейстером Орландо ди Лассо – великий композитор Возрождения, недопустимы фальшивые ноты. Для регента Ниса это искусство, а не ремесло. А коли прихожане не способны держать высокую певческую планку, то пусть лучше помалкивают.
Во Фрауенкирхе не заигрывают с паствой и не укорачивают службы. Доминиканцы или иезуиты из других католических храмов Мюнхена вольны гоняться за своими прихожанами. «Мы не ждем аплодисментов. Храм – это не балаган, – говорит церемониарий Антон Хеклер. – Месса во Фрауенкирхе – пример для подражания». Здесь служат по всем канонам. Ведь если в каждом храме будут действовать по собственному усмотрению, что станет с единством церкви?
Хеклер, внешне смахивающий на известного американского актера Джина Хэкмана, включает свой ноутбук и начинает подсчитывать, во что обойдется приходу причастие 400 верующих. Хеклер – режиссер и постановщик в одном лице. Он определяет, кто из служек вынесет покров на чашу, а кто споет «Верую». Он следит за всем – от выбора сосуда для облаток до драпировки риз. Он выговаривает причетникам за джинсы, торчащие из-под стихарей, а чтецам за плохую артикуляцию.
Хеклер ратует за продолжение реформ католической церкви, которым 40 лет назад положил начало II Ватиканский собор. Увы, «косному сознанию непонятен возвышенный блеск благородной простоты». Скажем, облачение священников в обычных церквях по-прежнему смахивает на какой-то аляповатый нагрудник. Во Фрауенкирхе священники носят скромное одеяние.
Мюнхенцев сочетание готики и современных тенденций заводит в тупик. Хоры во Фрауенкирхе, по их мнению, расположены слишком низко, алтарь недостаточно пышно украшен, а кресло епископа совсем не похоже на трон. Даже кафедры, с которой должны звучать берущие за душу проповеди, здесь нет.
Была бы на то воля самого Хеклера, он пошел бы еще дальше. Убрал бы из собора скамьи, которые только препятствуют единению верующих: пусть прихожане стоят во время богослужения. Преломлял бы настоящий хлеб вместо облаток и причащал бы евхаристическим вином не только духовенство, но и всех верующих, как в обрядах древней церкви. (Прим. Причем тут древняя церковь. Все это исполняется в наших православных церквях. ) Но тогда, опасается он, к ним вообще перестанут ходить. Мюнхенцы и без того редко заглядывают во Фрауенкирхе. По воскресеньям в соборе, рассчитанном на 20 тыс. человек, набирается от силы 100–200 прихожан. Вечерню служат в крохотной часовне для 15–20 старушек. При этом баварское телевидение транслирует в прямом эфире главные мессы. Так что Вольфгангу Хуберу, настоятелю храма, хватает забот и с их подготовкой, и с визитами международных делегаций. В конце концов, Фрауенкирхе никогда не была «народной» церковью. Она – символ герцогской власти.
Начиная с XVI века здесь венчали и хоронили правителей Баварии, герцогов Виттельсбахов. На площади перед собором набирали войско, а настоятелей Фрауенкирхе назначал сам герцог. Собор верой и правдой служил власти, его могучие своды и мощные башни, устремленные в небо, были символом непобедимости баварских правителей. Уже его предшественница Мариенкирхе, возведенная на этом месте в XIII веке, была домовой церковью герцогов.
Простой же люд молился в церкви Святого Петра – любимом в народе и самом старом храме города. Мюнхенцы до сих пор не могут смириться с тем, что он остается в тени привилегированной Фрауенкирхе.
Каждому, кто разглядывает старые гравюры, обязательно бросается в глаза «светскость» собора. Надгробие Людвига Баварского – самого знаменитого представителя Виттельсбахов за все 8 веков существования рода, воздвигли прямо перед главным престолом, почти загородив его. Да еще водрузили сверху национальный флаг Баварии.
Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Мадонны, символ собора Фрауенкирхе, с алтаря на центральную площадь Мюнхена (теперь она называется Мариенплац). А величественную бронзовую фигуру Богоматери, установленную у стен своей резиденции, объявил святой заступницей Баварии. Мадонна превратилась в политическое оружие дома Виттельсбахов. В самом соборе Максимилиан приказал возвести мрачный памятник из черного мрамора и темной бронзы – императорский кенотаф, символическую усыпальницу герцогов. Фигуры закованных в латы рыцарей и изображения черепов выглядели устрашающе и вселяли ужас в верующих. Над монументом возвышалась мощная триумфальная арка – символ единения небесной и земной власти.
Так что собор Фрауенкирхе был и остается церковью для властей предержащих. Вплоть до 1952 года все баварские епископы происходили из аристократических дворянских семей. Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу.
Когда монахиню Йолант у Вайс из ордена Сестер Святого Семейства после 27 лет служения в городке Партенкирхен перевели в Мюнхен, ее насторожило, что на паперти Фрауенкирхе никогда не играют дети. В своем альпийском городке она каждый год готовила к первому причастию 60 малышей. А в огромном прославленном соборе всего 400 прихожан – самый маленький приход в Мюнхене. И роста не предвидится: только 29 прихожан моложе 18 лет. Большинство – старики, живущие в приюте недалеко от собора.
За ними-то и ухаживает сестра Йоланта. А еще она навещает 96-летнюю фрау Бауер. До войны та жила хорошо, работала во Дворце Правосудия, но в 1945-м ее дом разбомбили, и ей дали квартиру неподалеку от Фрауенкирхе. Фрау Бауер совсем высохла – невесомая как пушинка. В ее комнатке на комоде стоит фигурка Божьей Матери с младенцем Иисусом.
Сестра Йоланта аккуратно чистит для старушки мандарин – только половинку, чтобы другая не засохла. Фрау нравится вечно повторять одно и то же: «Когда-то начальник сказал мне: «Девушка, будь проще, и люди тебя полюбят». Но ведь не каждый это умеет!»
Слова эти – вроде жизненного итога, звучат почти как молитва. Сестра Йоланта Вайс терпеливо слушает бормотание фрау Бауер, думая о том, что возможно и заносчивой церкви Фрауенкирхе стоило бы прислушаться к мудрому совету…

Вольфганг Михал

Одним из символов Мюнхена является главный собор города - Фрауэнкирхе. Силуэт Фрауэнкирхе стал визитной карточкой Мюнхена и четко виден на любой панорамной фотографии Мюнхена.

Frauenkirche - Der Dom zu Unserer Lieben Frau

Над всем городом возвышается громада из красного кирпича с высокой двускатной крышей, покрытой ярко-красной черепицей, и двумя башнями-близнецами, увенчанными зелеными луковками – Собор Пресвятой Девы Марии, коротко называемый Frauenkirche . Он расположен в двух кварталах от Мариенплатц, выходя фасадом на Фрауэнплатц.

Этот собор не только является символом Мюнхена, но и в огромной степени сдерживает буйные фантазии местных гениев архитектуры, заставляя их творить в рамках установившихся традиций, сохраняя сложившийся веками патриархальный вид города. Дело в том, что в 2004 году был проведен референдум мюнхенских бюргеров, по результатам которого было принято решение о запрете строительства в городе зданий выше башен , высота которых около 99 метров. Точнее, по имеющимся данным, северная башня имеет высоту 98,57 м, а южная – 98,45 м, то есть на 12 см ниже. То есть, строительство всяческих стеклобетонных гигантов - кукурузных початков и прочих голиафов – в Мюнхене исключено.

Собор, шедевр поздней немецкой готики, был построен из кирпича на фундаменте более ранней капеллы Девы Марии за 20 лет архитектором Йоргом фон Хальсбахом. Первый камень в основание церкви был заложен в 1468 году герцогом Сигизмундом и епископом Йоханнесом Тульбеком. В основном строительство закончили к 1488 году. Пышная церемония освящения состоялась в 1494 году. В 1525 году мастер Ротталер соорудил на башнях собора луковки.

В те времена в Мюнхене проживало всего 13000 человек. Но здание проектировалось для размещения 20000 прихожан. Работали на перспективу. В наше время на установленных для удобства молящихся деревянных лавках могут разместиться одновременно до 4000 человек.

Размеры собора просто поражают, это самый большой готический собор Южной Германии: длина 109 м, ширина 41,5 м, высота 55 м, высота тридцати окон 20 м. Но внутри собора не ощущается огромность пространства, потому что 22 поддерживающие крышу колонны, расположенные близко друг к другу, создают иллюзию внутренних стен, отделяющих боковые нефы. Из боковых окон, почти невидимых за плотно стоящими колоннами, свет струится словно ниоткуда, очерчивая силуэты колонн, строгий интерьер, все пространство устремленного вверх, к небесам среднего нефа собора, создавая эффект бесконечной дороги к Богу.

Фрауэнкирхе - Средний неф собора Фрауенкирхе.

С 1821 года Фрауенкирхе – главный кафедральный собор Мюнхена и архиепископата Мюнхен – Фрайзинг.

В соборе находится кенотаф (надгробный памятник над пустой могилой) императора Людвига IV Баварского. Он украшен династической символикой Виттельсбахов и скульптурами – фигурами рыцарей, преклонивших колено и держащих значки с именами Карла Великого, Людовика Благочестивого, Карла Толстого, Людовика IV. Рядом стоят герцоги Баварские Альбрехт V и Вильгельм V.

В полу собора имеется высеченный в камне отпечаток ноги, встав на который человек не видит ни одного окна. По легенде архитектор так боялся трудностей строительства, что призвал в помощники самого черта. Тот потребовал соорудить церковь без окон в надежде, что в темный храм никто не будет приходить. Но после завершения строительства люди пришли в храм на молитву. Черт потребовал объяснений. Тогда архитектор пригласил черта прийти в собор и самому убедиться в отсутствии окон, а когда тот пришел, поставил его на то самое место, с которого черт действительно не увидел ни одного окна. Но церковь была освещена солнечным светом, струящимся как бы ниоткуда. Черт так разозлился на хитрость архитектора, что топнул ногой, оставив след, и испарился навеки.

Здание Фрауенкирхе сильно пострадало во время Второй мировой войны, но было полностью восстановлено.




Время работы Фрауэнкирхе

На южную башню собора можно подняться на лифте или пешком.

Стоимость посещения Фрауэнкирхе

Как добраться до Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе на карте


Наряду со всемирно известным Октоберфестом (Oktoberfest) - самым большим народным гулянием в мире и Мариенплац (Marienplatz) - центральной площадью Мюнхена в этом городе есть еще знаменитый Собор святой Богородицы. Это одна из самых популярных достопримечательностей баварской столицы. Именно о нем сегодня пойдет наш рассказ.

Строили собор Св. Богородицы, больше известный как Фрауэнкирхе, с 1468 по 1525 год. Длина этого кирпичного сооружения составляет 109 м, ширина — 40 м. А его высота без учета знаменитых бышен ровняется 37 м. В опровержение давней легенды, что башни сильно различаются по высоте, в действительности они почти одинаковые. Высота южной составляет 98,45 м, а северной — 98,57 м. Существует великое множество интересных изображений собора святой Богородицы на открытках и сувенирах. Часто в основе таких рисунков сюжет тех самых башен-близнецов, давно превратившихся в своеобразный символ баварской столицы. «Мои любимые аспарагусы» (спаржа. пр. авт.), как называл их баварский курфюрст Макс III Йозеф.

Трагическое происшествие

Говорят, решение о строительстве собора было принято после одного трагического случая. На месте Фрауэнкирхе прежде стояла куда более скромная по габаритам церквушка. По праздникам в нее набивалось столько народу, что не расчитанная на постоянно растущую толпу прихожан, она буквально трещала по швам. Однажды, когда в храм собралось особенно много верующих, послышались крики «Пожар!». Люди рванулись к единственному выходу из церкви, в результате чего произошла жуткая давка. В итоге пострадало много человек. Кому-то изрядно намяли бока, кому-то оттоптали ноги. А одну совсем еще юную девушку, будто бы первую красавицу города, задавили насмерть. Ясно, что без последствий это происшествие остаться не могло. Да и голоса о необходимости новой, более вместительной церкви становились все громче. А уже вскоре начался и сбор необходимых для строительства средств.

Интересно, что сегодня собор Святой Богородицы уже не производит впечатления того импозантного сооружения, каким оно, без сомнения, являлось раньше. А все дело в том, что его со всех сторон окружают современные здания. Кстати, в Мюнхене по-прежнему нельзя возводить здания выше Фрауэнкирхе! Так что церковь оказалась зажатой как бы в кольцо, и охватить ее полностью взглядом на сегодняшний день не представляется возможным. Впрочем, знаменитые купола-маковки видны издалека. Под одной из них на полу чердака лежит тяжелая деревянная балка, с которой связана одна занятная история.

В свое время эта балка входила в конструкцию перекрытия. Но когда башня была готова, мастер-плотник по-имени фон Штранбинг (von Stranbing) взял и вынул ее оттуда. Сделал он это с одной единственной целью — доказать всем какой он был на самом деле непревзойденный специалист. При этом он, будто бы, заявил, что теперь никто не сможет сказать, где она лежала. И будто бы до сих пор никто так и не смог этого сделать

Вокруг божьего храма практически всегда гуляет ветер. Иногда его порывы срывают с зазевавшихся туристов кепки и шляпы, и, словно, издеваясь над людьми, катают их по мостовой. Почему только у гостей баварской столицы, спросите вы? Да потому, что жители Мюнхена прекрасно осведомлены об этой скверной особенности окрестностей церкви. А посему своевременно придерживают головные уборы руками. Известна им и старинная легенда, связанная с внезапно налетающими на посетителей собора мини-вихрями...

Шторм и дьявол

Строительство Фрауэнкирхе подходило к завершению, когда весть о ней достигла ушей владыки преисподней.

Что! Еще одна церковь в Мюнхене! — взревел рогатый и в бешенстве пнул копытом, принесшего ему дурную весть чертенка. — Их там и без того хоть пруд пруди!

Когда же дьяволу стало известно, что новый храм посвящался святой Деве Марии, проклятиям его не было конца. Уж очень боялся нечистый, что приток грешников в адские чертоги после сдачи в эксплуатацию новой церкви начнет неумолимо сокращаться. Допустить такого он просто не мог. Однако, вспомнив свои прежние поражения в подобного рода «разбирательствах» с небесными силами, сатана решил заручиться поддержкой. Нужного помощника он приобрел в лице северного штормового ветра. Договорились, что черт ворвется в еще не освященную церковь и начнет крушить ее изнутри. А шторм должен будет заняться фасадом здания. Когда же дьявол влетел под своды Фрауэнкирхе, он в недоумении остановился под церковным органом. С толку его сбило то обстоятельство, что он не увидел в новом храме ни одного окна. На радостях черт так топнул ногой, что на каменном полу остался глубокий след!

Эти неумехи забыли сделать в новой церкви окна, - захохотал нечистый. — Какой же верующий станет здесь молиться?

Сказав это, дьявол провалился сквозь землю. Каково же было его удивление, когда в день открытия собора святой Богородицы народ повалил туда толпами. Тут только нечистый додумался взглянуть на новую церковь со стороны. И к своему великому гневу обнаружил, что окна у здания имелись в достатке. Однако изменить что-либо дьявол был не в силах. Ибо Фрауэнкирхе к тому времени уже была освящена. Но вот шторм, в отличии от сатаны, не может успокоиться и по сей день. Поэтому вокруг здания практически всегда ветрено.

Тойфельстритт

Кстати, на правой наружной стене храма закреплена предупреждающая табличка. Не смотря на то, что краска на ней почти совсем выцвела и облупилась, став похожей на чешую дракона, надпись все еще хорошо читаема. Текст ее гласит следующее: «Внимание! Во время шторма и снегопада окрестности собора — опасная зона». Имеется в виду, что во время непогоды со стен и крыши здания могут отвалиться куски облицовки. Но нельзя не согласиться, что в свете рассказанной выше легенды надпись на табличке приобретает уже несколько иной смысл.

Но как же могло случиться, что нечистый, находясь внутри церкви, не разглядел там окон? Все очень просто. Центральный зал собора «прорезан» двумя рядами восьмигранных колонн. В общей сложности их 22. Именно благодаря такому их расположению, боковые окна церкви не видны для посетителей, останавливающихся под церковным органом. Сегодня, правда, одно окошко — прямо напротив главного входа — все-таки видно. Но с 1620 по 1858 гг. оно было скрыто за перекладиной. А то место в церкви, где нечистый топнул ногой... сохранилось! И называется Тойфельстритт (Teufelstritt) или «чертов след». Как это не странно, но сегодня многие приходят в собор исключительно ради того, чтобы увидеть его собственными глазами.

На серой мраморной плите в обрамлении желтого квадрата и в самом деле виден отпечаток ступни.Правда,ступни обутой в ботинок примерно 46-го размера! След явно рукотворного происхождения. И с этим трудно не согласиться, даже если представить, что расходящиеся от него во все стороны и заделанные чем-то вроде бетона трещины произошли от соприкосновения с полом дьявольских когтей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: