Мотоблок из пускача пд 10 своими руками. Самодельный минитрактор из пускача

БУДУЧИ еще учеником 3-го класса средней школы (более 20 лет назад) уговорил родителей оформить годовую подписку на «Моделист-конструктор». С тех пор и являюсь его постоянным читателем, бережно храню все присланные по почте номера полюбившегося издания. Желанием построить собственный мини-трактор (МТ) загорелся, когда в № 12 журнала за 1978 год прочитал публикацию о «Луковичонке».

Целый год ушел на подбор необходимых узлов. Жил я тогда в районе, в общем-то, несельскохозяйственном. Раздобыть для осуществления своего замысла что-либо от сельхозмашин не было возможности. Поэтому в моем МТ большинство узлов и деталей - самодельные или от списанных автомобилей.

Реально к созданию мини-трактора смог приступить лишь весной 1988 года. Мастерил его почти два лета (зимой приходилось заниматься другими делами). Зато МТ полупился универсальным, сильным и надежным. До сих пор ни в чем не подводит.

Конечно, к трактору подошел бы двигатель от мотоцикла «Урал» или «Днепр». Но таковых у меня не было. Пришлось довольствоваться «пускачом» ПД-10У, заменив у него штатный цилиндр на более мощный (от мотоцикла «ИЖ-Планета») по методике, о которой неоднократно и обстоятельно рассказывал журнал «Моделист-конструктор». Считаю необходимым только добавить: при доработке двигателя желательно шпильки М10 цилиндра брать чуть длиннее обычных, вместо карбюратора К-28 установить высокопроизводительный К-62 с самодельным прямым патрубком, исключающим подтекание бензина через воздухофильтр, а охлаждение цилиндра улучшить с помощью вентилятора Д-37, оснастив его кожухом для направленного движения воздуха.

Трансмиссия мини-трактора выполнена по классической последовательной схеме с ведущим задним мостом. Двигатель ПД-10У напрямую состыкован с расположенным внизу на уровне рамы штатным сцеплением, а оно, в свою очередь, с самодельным редуктором. Крутящий момент передается от последнего на узел отбора мощности (в кинематической схеме условно отсутствует) и коробку перемены передач (КПП) от ГАЗ-51. Причем выполнено это так, что соединенные болтами корпуса составляют «монолитный» силовой агрегат.

1 -двигатель ПД-10У (доработанный) с муфтой сцепления; 2 - колесо переднее (от автомобиля «Волга» ГАЗ-21); 3 - редуктор самодельный; 4 - коробка перемены передач (от автомобиля ГАЗ-51); 5 – передача карданная (от автомобиля ГАЗ-66, укороченная); 6 - передача главная (задний мост от грузовика ЗИЛ-157, укороченный); 7- колесо заднее (от автомобиля ЗИЛ-157).

1 - фара (2 шт.); 2 - капот; 3 - двигатель; 4 - бак топливный; 5 - зеркало заднего вида; 6 - переключатель света центральный; 7 - колесо рулевое; 8 - рычаги управления гидравликой; 9 - сиденье водителя; 10 - гидрошланги; 11-гидроцилиндр; 12 - гидроподвеска; 13 - колесо заднее; 14 - маслораспределитель двухсекционный; 15 - шланг слива масла; 16 - рама; 17 - редуктор рулевого управления; 18 - колесо переднее; 19 - балка переднего моста; 20 - бак масляный; 21 -рычаг переключения передач; 22 - рычаг сцепления; 23 - крыло; 24 - поручень; 25 - ящик для инструмента; 26 - брызговик; 27 фар-коп; 28 - тяга рулевая, продольная; 29 - тяга рулевая, поперечная.

1 - двигатель ПД-10У; 2 - шкив ведущий (одноручь-евый) узла отбора мощности; 3 - сцепление; 4 - пружина; 5 - петля узла отбора мощности, крепежная; 6 - коробка передач; 7 - балка рамы МТ; 8 - лонжерон уголковый; 9 - кронштейн (с двумя шарикоподшипниками и ведомым валом) узла отбора мощности; 10 - ролик натяжной, 11 -ремень А700; 12 - шкив ведомый (одноручьевый) узла отбора мощности; 13 - шкив двухручьевый.

Рама с системой гидроподвески похожа на те, что были опубликованы в «Моделисте-конструкторе» № 10’85 и 5’94. В основе ее лежит сварной прямоугольник 2170×650 мм. Материал - стальной швеллер № 18 - взят с существенным запасом прочности, чтобы в ходе эксплуатации не бояться перекосов. Учтено также, что в самой раме имеется несколько вырезов (под коробку отбора мощности и под стремянки крепления заднего моста), требующих усиления конструкции.

В начале рамы снизу крепятся кронштейны переднего моста и резиновые отбойники, а в задней ее части на болтах М10 -стойка из швеллера № 12 для установки гидроцилиндра и две пластины подсоединения маятниковой подвески с приварным фаркопом.

Устройство гидросистемы трактора тоже безхитростное. Оно практически ничем не отличается от того технического решения, которое было опубликовано в названных номерах журнала. Гидроцилиндр опускает-поднимает и удерживает на требуемой высоте раму подвески, сваренную из равнобокого стального уголка таким образом, чтобы в поперечном сечении каждого силового элемента был квадрат.

Передний мост представляет собой балку - толстостенную трубу с приваренными к ее торцам шкворневыми втулками из отрезков такой же трубы. Посередине балки приварен корпус подшипника оси качания моста, укрепленный стальными косынками.

Поворотные цапфы колес вырезаны из швеллера № 20. К полкам отверстий и нарезана резьба М8.

По толщине кольцевой фланец не одинаков. Это сделано для развала передних колес.

1 - кронштейн сварной (стальной уголок 40×40); 2 вентилятор Д-37 воздушного охлаждения двигателя; 3 - ремень А630 (2 шт.); 4 - шкив двухручьевый; 5 - генератор переменного тока.

1 —– шкив двухручьевой; 2 - шкив ведомый; 3 - кронштейн ведомого вала; 4 - лонжерон уголковый; 5 - петля крепежная.

1 - основание (стальной швеллер № 18); 2 - поперечина (стальной уголок 50×50, 4 шт.); 3 - кронштейн переднего моста (стальная пластина 200x170x10, 2 шт.); 4 - кронштейн заднего моста (стальная пластина сечением 180×10, 2 шт.); 5 - кронштейн подвески (стальная полоса сечением 150×10,2 шт.); 6 - кронштейн усиления (стальной швеллер№ 12, L70); 7 - стойка (стальной швеллер № 12,L450); 8 - рама подвески (стальной уголок 40×40); 9 - втулка (стальная труба 60×10, L80, 2 шт.); 10 - гидроцилиндр; 11 - фаркоп (стальная пластина 120х80х 10 с отверстием Ø 40); 12 - ’ косынка (стальная пластина 70x70x10,2 шт.); 13 - амортизатор-ограничи-тель поворота переднего моста (2 шт.).

1 - балка моста (стальная труба 57×8, L975); 2 - вкладыш осевого подшипника (бронза, 2 шт.); 3 - корпус осевого подшипника (стальная труба 50×5, L190); 4 - косынка (стальная пластина 100x20x5, 4 шт.); 5 - ограничитель поворота (стальной шестигранник, h50, 2 шт.); 6 - втулка шкворневая (стальная труба 57×8, L110,2 шт.); 7 - вкладыш (бронза, 4 шт.); 8 - шайба косая (Ст5, 4 шт.); 9 - шкворень (болт М20, 2 шт.); 10 - цапфа поворотная (стальной швеллер № 20, L145, 2 шт.); 11 -фланец кольцевой (от автомобиля УАЗ-452Д, модернизированный, 2 шт.); 12 - укосина (стальная пластина 45x45x10, 2 шт.).

а - соединение рулевых сошек с левой цапфой;

1 - сошка рулевая (2 шт.); 2 - тяга поперечная; 3 - тяга продольная.

Рулевое управление типовое. Поворотные сошки самодельные. Приваренные к цапфам, они имеют по втулке с коническим отверстием под палец тяги. Рычаг для продольной тяги - заводской. Цапфы с балкой моста соединены шкворнями.

Рулевые тяги - от УАЗ-452: поперечная укорочена (методом изгибания) до длины 950 мм, а продольная - до 600 мм. От УАЗ-452 взят и редуктор рулевого управления. Но так как его корпус имеет несимметричное крепление, позаимствованный узел пришлось установить вертикально, приварить к нему отрезок стального уголка 70×70 мм и через него прикрепить к раме МТ болтами М8.

Рулевой вал (от УАЗ-452) я переделал, удлинив за счет вварной втулки из стали 20 почти на 150 мм и установив на нижнем конце карданную вилку рулевого управления от ГАЗ-66. Для этого распилил полый рулевой вал надвое, вогнал в каждую из половин по отрезку стального прута диаметром 8 мм так, чтобы оставались свободными концы длиной не менее 10 мм, и, вставив их с двух сторон во втулку, зажатую в тисках, сварил воедино.

С рулевой колонкой я поступил иначе: вместо слишком короткой «УАЗовской» установил на свой мини-трактор самодельную, вырезанную из газоводопроводной трубы подходящего размера, в которой проточил на токарном станке гнезда под подшипники рулевого вала. Результатами остался доволен.

А.КЛИМЕНКО, Приморский край

» Пусковой двигатель ПД 10 (пускач трактора МТЗ 82). Устройство и ремонт

Надежный и быстрый запуск двигателя — основное требование от системы пуска. Основной компонент данной системы трактора МТЗ 82 — пусковой двигатель ПД 10. Двигатель Д 240 оснащается двумя типами пусковых устройств: карбюраторный бензиновый пускач ПД-10УД мощностью 10 л. с. (7,35 кВт) включающий одноступенчатый редуктор и электрический стартер СТ-212А с электрофакельным подогревателем. Пусковые устройства обоих типов управляются дистанционно из кабины тракториста.

Устройство пускового двигателя ПД 10

К основным комплектующим пускача относятся: система питания, кривошипно-шатунный механизм, редуктор, остов, регулятор, система зажигания, а также индивидуальная система запуска при помощи электрического стартера.

Остов пускового двигателя образуют головка цилиндров, картер и цилиндр. Картер состоит из двух половинок, отцентрованных штифтами и соединенных между собой болтами. В специальных расточках картера установлены подшипники коленвала, смазка к которым подается через каналы. В передней части картера находятся передаточные шестерни защищенные крышкой. В верхней плоскости картера установлен цилиндр. Двойные стенки литого цилиндра образуют рубашку, к которой через патрубок подается вода. На внутреннюю поверхность цилиндра выходят газораспределительные окна. Через впускные окна и впускной канал из карбюратора в картер подается горючая смесь. Два продувочных окна, соединенных вертикальными колодцами с картером, необходимы для продувания и подачи смеси в цилиндр. Впускные окна соединены с патрубком глушителя.

В наклонное боковое отверстие вкручен краник служащий для заправки бензина в цилиндр перед запуском дизеля, а в центральное отверстие головки вкручена свеча зажигания СН 200.

1 — головка; 2 — заливной краник; 3 — искровая зажигательная свеча; 4 — цилиндр; 5 — поршень пд 10; 6 — поршневой палец; 7 — шатун; 8 — воздухоочиститель; 9 — карбюратор К 16а; 10 — тяга регулятора; 11 — рычаг регулятора; 12 — регулятор; 13 — промежуточная шестерня; 14 — картер; 15 — коленчатый вал; 16 — кривошипный палец; 17 — кожух маховика; 18 — маховик; 19 — стартер; 20 — глушитель.

Принцип действия

Пускач ПД 10 трактора МТЗ 82 по своему принципу действия является двухтактным одноцилиндровым карбюраторным бензиновым двигателем. Рабочий процесс данного агрегата аналогичен большинству подобных двигателей и происходит следующим образом.

Поршень, перемещаясь от нижней мертвой точки к верхней, сначала перекрывает продувочное окно, а затем впускное и начинает сдавливать поступившую до этого горючую смесь в цилиндр. Одновременно создается разрежение в кривошипной камере и когда юбка поршня откроет впускное окно, то через него в кривошипную камеру из карбюратора засасывается горючая смесь. При нахождении поршня ближе к верхней мертвой точки, сжатая горючая смесь воспламеняется от искры свечи.

Кривошипно-шатунный механизм пускового двигателя состоит из разъемного коленвала, поршня, шатуна и поршневого пальца. Коленвал состоит из двух щек, двух полуосей и кривошипного пальца. Все детали комплектуются по размерным группам. Головки шатуна двигателя неразъемные. Шатун соединяется с кривошипным пальцем во время сборки коленвала. В качестве шатунного подшипника применяются два ряда роликов, размещенных между внутренней поверхностью нижней головки шатуна с радиальным зазором 0,008-0,020 миллиметров и кривошипным пальцем. Для смазывания подшипников применяется масло, поступающее по прорезям и отверстиям в нижней и верхней головках шатуна. Поршень пускача изготовлен из алюминиевого сплава и имеет два компрессионных кольца.

Система питания состоит из карбюратора, топливного бачка с фильтром, воздушного патрубка, топливопровода и воздухоочистителя.

В качестве топлива применяется горючая смесь состоящая из бензина и моторного масла в соотношении 15 к 1. Масло добавляемое в рабочую смесь одновременно служит для смазки деталей пускового двигателя.

Технические характеристики

Карбюратор пускового двигателя ПД 10

На пускаче трактора МТЗ 82 применяется однокамерный горизонтальный беспоплавковый карбюратор К 16 или аналогичный. Подача топлива к жиклера в данном карбюраторе контролируется диафрагмой. Во внутренней части корпуса находятся дроссельная и воздушная заслонки, а также диффузор — основная составная часть корпуса. Воздушная заслонка управляется вручную из кабины трактора. Дроссельная заслонка управляется автоматически при помощи тяги от центробежного регулятора или вручную из кабины. Главная дозирующая система включает в себя жиклер-распылитель, седло клапана и пластинчатый клапан.

Система холостого хода состоит из топливного жиклера холостого хода, клапан холостого хода, регулировочного винта, двух отверстий в стенке смесительной камеры и воздушного канала. Карбюратор пускача оснащен дополнительным устройством, которое облегчает запуск пускового двигателя — механизм принудительного открывания топливного клапана, состоящий из подпружиненной кнопки.

Обслуживание карбюратора заключается в поддержании его чистоты, своевременной промывки и очистке. Каждые 960 часов эксплуатации выкручивайте штуцер подачи топлива, при этом не разбирая его, и промывайте его от грязи потоком керосина или бензина. При обильном загрязнении демонтируйте сетку из штуцера и промойте ее. Сам штуцер продуйте сжатым воздухом. При сезонном техническом обслуживании рекомендуется снимать карбюратор и тащтельно промывать его от скопившейся грязи.

Схема карбюратора: 1 — воздушная заслонка; 2 — диффузор; 3 — дроссельная заслонка; 4 — штуцер подвода топлива; 5 — пружина топливного клапана; 6 — жиклер-распылитель; 7 — клапан; 8 — седло клапана; 9 — крышка корпуса; 10 — диафрагма; 11 — балансировочное отверстие; 12 — кнопка утопителя; 13 — клапан холостого хода; 14 — отверстие холостого хода; 15 — топливный жиклер холостого хода; 16 — регулировочный винт холостого хода; 17 — воздушный канал холостого хода; 18 — топливный канал; 19 — седло топливного канала; 20 — топливный фильтр.

Регулировка карбюратора К 16

Регулировка необходима при нарушении функционирования дозирующих систем. Состав рабочей смеси, подготавливаемой в карбюраторе, при работе пускача на холостом ходу на минимальных оборотах, регулируется при помощи регулировочного винта. При выкручивании винта смесь обогащается, при закручивании — обедняется. Минимальные устойчивые обороты на холостом ходу регулируются путем изменения степени закрытия заслонки при помощи упорного винта рычага дроссельной заслонки. Заверните винт до упора и отверните его на 2,5 оборота. После чего заведите пускач и при помощи упорного винта дроссельной заслонки установите минимальную устойчивую частоту вращения коленвала. Далее, откручивая или закручивая винт, отрегулируйте максимальную частоту вращения на холостом ходу. При полной нагрузке частота вращения коленвала пускового двигателя должна составлять 3200 об/мин и 4200 об/мин при холостом ходе. Минимальная устойчивая частота вращения не должна быть меньше 1300 оборотов в минуту.

Регулировка частоты вращения коленчатого вала пускового двигателя

1. Снимите стартер и кожух маховика для того, чтобы измерить частоту вращения используя тахометр на задней полуоси коленвала.
2. проверьте правильность подсоединения тяги к дроссельной заслонке и регулятору. Шаровые пальцы головок рычагов не должны соприкасаться со стенками соединительной муфты. Между ними должен присутствовать небольшой зазор. Сильное затягивание пружины и неверное положение шаровых пальцев уменьшают чувствительность регулятора. Длина тяги регулируется таким образом, чтобы дроссельная заслонка могла полностью закрываться и открываться. В худшем случае, пусковой двигатель будет развивать повышенные обороты на холостом ходу или недостаточные при максимальной нагрузке.
3. Прогрейте пускач на холостом ходу и отрегулируйте минимальную устойчивую частоту вращения на холостом ходу.

Регулятор ПД 10

На пускаче трактора МТЗ 82 применяется однорежимный регулятор центробежного типа, служащий для контроля частоты вращения коленчатого вала.

Шестерня коленвала пускового двигателя посредством промежуточной шестерни приводит во вращение шестерню привода регулятора. В пазах ведущего диска, накрученного на валик, установлены три стальных шарика, которые прижимаются к плоскости опорного диска конической поверхностью подвижного диска. Вращаясь одновременно с ведущим диском, шарики имеют возможность передвигаться под влиянием центробежных сил в радиальном направлении. Подвижный диск свободно смонтирован на валике регулятора и при помощи рычага все время прижимается к шарикам пружины. При увеличении числа оборотов коленчатого вала пускового двигателя под влиянием центробежных сил шарики расходятся, в следствии чего подвижный диск передвигается, перемещая наружный рычаг регулятора, который при помощи тяги прикрывает дроссельную заслонку карбюратора К 16. В данном случае уменьшается число оборотов коленвала и подвижный диск передвигается в обратном направлении. При открытии дроссельной заслонки карбюратора — обороты коленчатого вала увеличиваются. Данным образом контролируются обороты коленчатого вала в определенном диапазоне.

Редуктор пускового двигателя ПД 10

Редуктор служит для передачи вращения от коленвала пускового двигателя к коленчатому валу двигателя в момент его запуска. Передаточное число между коленвалом двигателя Д 240 и коленчатым валом пускача — 16,8, отсюда, при номинальных оборотах вала пускового двигателя (3500 оборотов/мин.) частота вращения двигателя составляет 210 оборотов в минуту.

Редуктор состоит из вала, вращающегося в двух шарикоподшипниках; фрикционного сцепления; механизма включения и муфты свободного хода. Шестерня сцепления, находящаяся в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней пускача, свободно вращается на валу. К шестерне приклепан ведущий барабан муфты, оснащенный четырьмя выступами, входящие в пазы ведущих дисков муфты. Выступы ведомых дисков вставлены в пазы специальной обоймы муфты свободного хода. В результате, при вращении ведомых дисков одновременно вращается обойма муфты. На внутренней поверхности обоймы предусмотрены четыре фасонных паза, в каждом из которых находится цилиндрический ролик. Пазы в обойме сконструированы таким образом, чтоб при включении сцепления, в тот момент, когда втулка начинает вращаться, ролики перемещаются по профильному пазу и блокируют обойму на валу редуктора. Данным образом передается вращение от пускача к валу редуктора и одновременно — шестерне включения, которая зацепляется с венцом маховика дизеля и, соответственно, передает вращение коленвалу двигателя. Для ввода шестерни в зацепление с маховиком применяется рычаг, соединенный при помощи системы тяг с рычагом муфты включения. Сцепление включается при помощи рычага.

Схема редуктора: 1 — рычаг; 2 — валик рычага; 3 — валик включения; 4 — вал; 5 — крышка редуктора; 6 — шестерня муфты включения; 7 — корпус; 8 — шестерня включения; 9 — грузы; 10 — держатель грузов; 11 — ведущий барабан; 12 — ведущий диск; 13 — ведомый диск; 14 — ролик; 15 — нажимной диск; 16 — упор; 17 — ступица.

Установка магнето и зажигание на ПД 10

Зажигание на пускаче устанавливается на заводе и его регулировка во время эксплуатации не требуется. В том случае, если магнето снималось с пускового двигателя, необходимо выполнить следующие шаги для его правильной установки:

1. отсоедините провод от свечи и выкрутите ее;
2. вставьте через свечное отверстие чистый стержень и, проворачивая коленвал пускача по часовой стрелке, установите поршень в верхнюю мертвую точку;
3. установить поршень на 5-6 мм ниже верхней мертвой точки путем проворачивания коленвала в противоположную сторону;
4. снимите крышку прерывателя и установить валик в положение начала разрыва контактов прерывателя. В данном положении введите выступ полумуфты магнето в пазы шестерни привода и закрепите магнето;
5. установите крышку магнето и свечу обратно и подсоедините провод к свече. После каждых 960 часов работы двгателя рекомендуется очищать свечу зажигания от нагара и контролировать зазор между электродами. Зазор между электродами в свече зажигания должен составлять 0,60-0,75 мм.

Регулировка и ремонт пускача ПД-10

Обслуживание пускового двигателя и редуктора заключается в следующих действиях. В топливный бачок заливается горючая смесь на основе бензина и моторного масла в соотношении 15 к 1. Бензин с маслом смешивается в чистой емкости и потом при помощи воронки оснащенной фильтром заливается в бачок. Не допускается использование чистого бензина или бензина с малым содержанием масла, так как это приведет к нарушению смазывания трущихся механизмов пускового двигателя. Время от времени промывайте отстойник топливного бака. После каждые 480 часов эксплуатации промывайте фильтр воздухоочистителя пускача. Для этого необходимо снять колпак воздухоочистителя и ограничитель; демонтировать и промыть в солярке фильтрующий элемент и смочить его маслом.

Обслуживание редуктора заключается в проверке и замене масла, а также проведении необходимых регулировок механизма дистанционного управления. Каждые 480 часов работы проверяйте уровень масла в корпусе редуктора, а через 960 часов проводите замену масла. Каждые 960 часов проверяйте регулировку сцепления редуктора. Время непрерывной работы пускового двигателя под нагрузкой не должно превышать десяти минут.

В любой деревне можно чуть ли не за могорыч купить пусковой двигатель ПД-10. На базе этого двигателя можно с минимальными затратами сконструцировать малогабаритный трактор для дачного, приусадебного участка. Конечно, «пускач», рассчитан на большое число оборотов и только кратковременное использование. Но некоторые переделки откроют в нем скрытые резервы.

Нужно только подрезать головку блока - увеличить степень сжатия в цилиндре. Карбюратор используем К-16-А. Глушитель, а без него лучше не эксплуатировать, ревет ПД-10 прилично, самодельный, бензобак - емкостью 3-10 л., можно варьировать.


Узлы трактора на рисунке: передний А и задний В мосты, прицепное устройство В, рама в сборе Г.

1 - отверстия для крепления радиатора, 2 - отверстия для крепления вентилятора, 3 - отверстия для крепления двигателя, 4 - отверстия для крепления коробки передач, 5 - место установки главного тормозного цилиндра, 6 - отверстия для крепления заднего моста.


Система охлаждения водяная, принудительная. Для нее можно взять радиатор и вентилятор от автомобиля «Москвич» 402-й, 412-й модели, по сути - любого "убитого" авто. Водяной насос в нашем варианте взят от двигателя ГАЗ-51, но это не догма.

Раму изготовили из швеллера № 8 , сейчас есть профильные трубы, можно из них. Для жесткости на передней части рамы приварены поперечины из уголка № 6. Они также послужат основанием для мотора. Спереди и сзади рамы приварены буфера из швеллера N° 8. В передней части рамы подвешиваем поперечную полуэллиптическую независимую рессору, взята от автомобиля М-20. Поворотные цапфы, колеса и шины установлены от мотоколяски. Рулевой механизм, рулевые тяги с шарнирами - также от «Москвича». Задний и передний мосты - от М-20. "Кузов", а по сути - передние и задние крылья, а также капот изготавливаем из кровельной стали толщиной 0,8 мм.

Целый год ушел на подбор необходимых узлов для самодельного мини-трактора . Жил я тогда в районе, в общем-то, несельскохозяйственном. Раздобыть для осуществления своего замысла что-либо от сельхозмашин не было возможности. Поэтому в моем МТ большинство узлов и деталей - самодельные или от списанных автомобилей. Реально к созданию мини-трактора смог приступить лишь весной 1988 года. Мастерил его почти два лета (зимой приходилось заниматься другими делами). Зато МТ получился универсальным, сильным и надежным. До сих пор ни в чем не подводит.

Конечно, к мини-трактору подошел бы двигатель от мотоцикла «Урал» или «Днепр». Но таковых у меня не было. Пришлось довольствоваться «пускачом» ПД-10У, заменив у него штатный цилиндр на более мощный (от мотоцикла «ИЖ-Планета») по методике, о которой неоднократно и обстоятельно рассказывал журнал «Моделист-конструктор». Считаю необходимым только добавить: при доработке двигателя желательно шпильки М10 цилиндра брать чуть длиннее обычных, вместо карбюратора К-28 установить высокопроизводительный К-62 с самодельным прямым патрубком, исключающим подтекание бензина через воздухофильтр, а охлаждение цилиндра улучшить с помощью вентилятора Д-37, оснастив его кожухом для направленного движения воздуха.

Трансмиссия мини-трактора выполнена по классической последовательной схеме с ведущим задним мостом. Двигатель ПД-10У напрямую состыкован с расположенным внизу на уровне рамы штатным сцеплением, а оно, в свою очередь, с самодельным редуктором. Крутящий момент передается от последнего на узел отбора мощности (в кинематической схеме условно отсутствует) и коробку перемены передач (КПП) от ГАЗ-51. Причем выполнено это так, что соединенные болтами корпуса составляют «монолитный» силовой агрегат.

Рама с системой гидроподвески похожа на те, что были опубликованы в «Моделисте-конструкторе» № 10"85 и 5"94. В основе ее лежит сварной прямоугольник 2170x650 мм. Материал - стальной швеллер № 18 - взят с существенным запасом прочности, чтобы в ходе эксплуатации не бояться перекосов. Учтено также, что в самой раме имеется несколько вырезов (под коробку отбора мощности и под стремянки крепления заднего моста), требующих усиления конструкции. В начале рамы снизу крепятся кронштейны переднего моста и резиновые отбойники, а в задней ее части на болтах М10 -стойка из швеллера № 12 для установки гидроцилиндра и две пластины подсоединения маятниковой подвески с приварным фаркопом.

Устройство гидросистемы мини-трактора тоже безхитростное. Оно практически ничем не отличается от того технического решения, которое было опубликовано в названных номерах журнала. Гидроцилиндр опускает-поднимает и удерживает на требуемой высоте раму подвески, сваренную из равнобокого стального уголка таким образом, чтобы в поперечном сечении каждого силового элемента был квадрат. Передний мост представляет собой балку - толстостенную трубу с приваренными к ее торцам шкворневыми втулками из отрезков такой же трубы. Посередине балки приварен корпус подшипника оси качания моста, укрепленный стальными косынками. Поворотные цапфы колес вырезаны из швеллера № 20.

К полкам цапф изнутри приварены косые шайбы для плотного контакта с бронзовыми вкладышами шкворневой втулки моста. Полуось колеса вместе со ступицей - от УАЗа, крепится к цапфе (как на автомобиле) болтами М8. Для этого предусмотрен приварной кольцевой фланец, в котором просверлены шесть отверстий и нарезана резьба М8. По толщине кольцевой фланец не одинаков. Это сделано для развала передних колес. Рулевое управление типовое. Поворотные сошки самодельные.

Приваренные к цапфам, они имеют по втулке с коническим отверстием под палец тяги. Рычаг для продольной тяги - заводской. Цапфы с балкой моста соединены шкворнями. Рулевые тяги - от УАЗ-452: поперечная укорочена (методом изгибания) до длины 950 мм, а продольная - до 600 мм. От УАЗ-452 взят и редуктор рулевого управления. Но так как его корпус имеет несимметричное крепление, позаимствованный узел пришлось установить вертикально, приварить к нему отрезок стального уголка 70x70 мм и через него прикрепить к раме МТ болтами М8.

Рулевой вал (от УАЗ-452) я переделал, удлинив за счет вварной втулки из стали 20 почти на 150 мм и установив на нижнем конце карданную вилку рулевого управления от ГАЗ-66. Для этого распилил полый рулевой вал надвое, вогнал в каждую из половин по отрезку стального прута диаметром 8 мм так, чтобы оставались свободными концы длиной не менее 10 мм, и, вставив их с двух сторон во втулку, зажатую в тисках, сварил воедино. С рулевой колонкой я поступил иначе: вместо слишком короткой «УАЗовской» установил на свой мини-трактор самодельную, вырезанную из газоводопроводной трубы подходящего размера, в которой проточил на токарном станке гнезда под подшипники рулевого вала. Результатами остался доволен.

Кинематическая схема трансмиссии (узел отбора мощности условно не показан): 1 -двигатель ПД-10У (доработанный) с муфтой сцепления; 2 - колесо переднее (от автомобиля «Волга» ГАЗ-21); 3 - редуктор самодельный; 4 - коробка перемены передач (от автомобиля ГАЗ-51); 5 - передача карданная (от автомобиля ГАЗ-66, укороченная); 6 - передача главная (задний мост от грузовика ЗИЛ-157, укороченный); 7 - колесо заднее (от автомобиля ЗИЛ-157).


Мини-трактор (общий вид): 1 - фара (2 шт.); 2 - капот; 3 - двигатель; 4 - бак топливный; 5 - зеркало заднего вида; 6 - переключатель света центральный; 7 - колесо рулевое; 8 - рычаги управления гидравликой; 9 - сиденье водителя; 10 - гидрошланги; 11-гидроцилиндр; 12 - гидроподвеска; 13 - колесо заднее; 14 - маслораспределитель двухсекционный; 15 - шланг слива масла; 16 - рама; 17 - редуктор рулевого управления; 18 - колесо переднее; 19 - балка переднего моста; 20 - бак масляный; 21 -рычаг переключения передач; 22 - рычаг сцепления; 23 - крыло; 24 - поручень; 25 - ящик для инструмента; 26 - брызговик; 27 - фар-коп; 28 - тяга рулевая, продольная; 29 - тяга рулевая, поперечная.


Силовой агрегат (редуктор снят): 1 - двигатель ПД-10У; 2 - шкив ведущий (одноручьевый) узла отбора мощности; 3 - сцепление; 4 - пружина; 5 - петля узла отбора мощности, крепежная; 6 - коробка передач; 7 - балка рамы МТ; 8 - лонжерон уголковый; 9 - кронштейн (с двумя шарикоподшипниками и ведомым валом) узла отбора мощности; 10 - ролик натяжной, 11 - ремень А700; 12 - шкив ведомый (одноручьевый) узла отбора мощности; 13 - шкив двухручьевый.


Узел отбора мощности: 1 - шкив; 2 - шкив ведомый; 3 - кронштейн ведомого вала; 4 - лонжерон уголковый; 5 - петля крепежная.


Генераторно-вентеляторный узел: 1 - кронштейн сварной (стальной уголок 40x40); 2 вентилятор Д-37 воздушного охлаждения двигателя; 3 - ремень А630 (2 шт.); 4 - шкив двухручьевый; 5 - генератор переменного тока.


Рама мини-трактора с гидроподвеской: 1 - основание (стальной швеллер № 18); 2 - поперечина (стальной уголок 50x50, 4 шт.); 3 - кронштейн переднего моста (стальная пластина 200x170x10, 2 шт.); 4 - кронштейн заднего моста (стальная пластина сечением 180x10, 2 шт.); 5 - кронштейн подвески (стальная полоса сечением 150x10,2 шт.); 6 - кронштейн усиления (стальной швеллер№ 12, L70); 7 - стойка (стальной швеллер № 12, L450); 8 - рама подвески (стальной уголок 40x40); 9 - втулка (стальная труба 60x10, L80, 2 шт.); 10 - гидроцилиндр; 11 - фаркоп (стальная пластина 120х80х 10 с отверстием диаметром 40); 12 - косынка (стальная пластина 70x70x10,2 шт.); 13 - амортизатор-ограничитель поворота переднего моста (2 шт.).


Передний мост: 1 - балка моста (стальная труба 57x8, L975); 2 - вкладыш осевого подшипника (бронза, 2 шт.); 3 - корпус осевого подшипника (стальная труба 50x5, L190); 4 - косынка (стальная пластина 100x20x5, 4 шт.); 5 - ограничитель поворота (стальной шестигранник, h50, 2 шт.); 6 - втулка шкворневая (стальная труба 57x8, L110,2 шт.); 7 - вкладыш (бронза, 4 шт.); 8 - шайба косая (Ст5, 4 шт.); 9 - шкворень (болт М20, 2 шт.); 10 - цапфа поворотная (стальной швеллер № 20, L145, 2 шт.); 11 -фланец кольцевой (от автомобиля УАЗ-452Д, модернизированный, 2 шт.); 12 - укосина (стальная пластина 45x45x10, 2 шт.).


Модернизируемые детали рулевого механизма УАЗ-452: а - соединение рулевых сошек с левой цапфой; 1 - сошка рулевая (2 шт.); 2 - тяга поперечная; 3 - тяга продольная.

Наш журнал уже не раз писал о краснодарских, ставропольских, уральских тракторах, мотоплугах, фрезерных рыхлителях, электрокосилках, созданных в кружках юными конструкторами. Эти машины – хорошее подспорье и на пришкольном участке, и на опытной делянке, и в поле.
Мини-трактор «Амурчонок», о котором рассказывается на этих страницах, построен на Дальнем Востоке. Его автор -механик В. Н. Лукьяненко – избрал при создании машины наиболее рациональный путь: использовал максимум серийных узлов и агрегатов, скомпоновав их в достаточно сильную, выносливую, юркую и очень современную по внешним формам конструкцию.

Вся конструкция мини-трактора (рис. 1) разрабатывалась под двигатель ПД-10А в комплекте с редуктором и муфтой включения от списанного трактора ДТ-54А. Использование дополнительно коробки передач от автомобиля ГАЗ-51 позволило получить восемь передних и две задние скорости. Схема соединения силовых агрегатов показана на рис. 4.

Двигатель трактора подвергся небольшой переделке. Головка блока цилиндра подрезана, чтобы степень сжатия несколько повысилась. Дополнительный вал позволил несколько удлинить вал регулятора оборотов, обеспечив таким образом привод вентилятора, помпы и генератора. Для удобства запуска на двигателе установлен стартёр с электромагнитным включателем от автомобиля 3ил-130.

Муфта включения редуктора оставлена без изменения; рычаг включения развёрнут на 180° и соединён с тягой рукоятки управления. Привод к коробке передач – цепной.

Система охлаждения – водяная. Принудительную циркуляцию обеспечивает помпа от автомобиля МАЗ-200. Вентилятор с кронштейном и основанием для подшипников – самодельные. Радиатор от передвижного генератора киноустановки переделан по месту.

1 – основание системы гидронавески; 2 – указатель поворотов и стоп-сигнал; 3 – бензобак; 4 – рычаг управления муфтой сцепления; 5 – педаль тормоза; 6 – рычаг переключения передач; 7 – щиток приборов; 8 – рулевая сошка; 9 – приводной ремень вентилятора; 10 – указатель поворота; 11 – инструментальный ящик; 12 – задний мост; 13 - коробка перемены передач; 14 – редуктор; 15 – маслонасос ГАЗ-93; 16 – генератор ДТ-54А; 17 – понижающий редуктор; 18 – продольная рулевая тяга; 19 – двигатель ПД-10А; 20 – тяга переключения передач; 21 – педаль понижающего редуктора; 22 – педаль маслонасоса

1 – рычаги гидронавески; 2 – кронштейн крепления силового цилиндра; 3 – задний мост; 4 – фланцы; 5 – маслонасос; 6 – ведомая звёздочка КПП; 7 – кронштейн крепления КПП; 8,11,12-кронштейны крепления редуктора; 9 – рама; 10 – кронштейны крепления переднего моста; 13-коробка КПП; 14-задний мост; 15 – кронштейн крепления заднего моста; 16 – силовой цилиндр гидронавески; А – схема крепления двигателя

1 – балка переднего моста; 2 – втулка цапфы; 3 – поворотная цапфа; 4 – втулка оси; 5 – узел подвижного крепления переднего моста; 6 – рулевой механизм; 7 – переднее крыло; 8 – правый поворотный рычаг; 9 – передняя ось; 10 – ступица переднего колеса

1 – задний мост; 2 – фланцы КПП и заднего моста; 3 – кронштейн крепления КРР; 4 – кронштейн крепления редуктора; 5 – стартёр; 6 – электромагнитный включатель стартёра; 7 – двигатель ПД-10А; 8 – магнето; 9 – шкив привода вентилятора; 10 – рычаг сцепления; 11 – понижающий редуктор; 12 – правый кронштейн крепления редуктора; 13 – рычаг включения понижающей передачи; 14 – цепь; 15 – КПП; 16 – маслонасос ГАЗ-93

Рама (см. рис. 2) изготовлена из швеллера № 10. К её середине приварены две траверсы для крепления рулевой колонки и редуктора двигателя. Задний мост крепится к раме жёстко.

Ходовая часть. Задний мост (рис. 2) -от автомобиля ГАЗ-51 – укорочен, как показано на рисунке. Балка переднего моста (рис. 3) самодельная, из трубы диаметром 36 мм.

Тормоза гидравлические. Главный тормозной цилиндр и другие элементы тормозной системы от автомобиля ГАЗ-51. Задние колёса – от ГАЗ-51, передние – от сеялки, их размер 4,5×9.

Рулевое управление (см. рис. 3) состоит из серийных и самодельных деталей. Так, колонка взята от ГАЗ-51, продольная тяга – от мотоколяски СЗА, а рулевое колесо и поперечная тяга самодельные.

Детали облицовки трактора, так же как и бензобак, сделаны самостоятельно. Другие части подбирались от различных серийных машин: аккумулятор – от ЗиЛ-130, генератор – от ДТ-54А, топливный насос от лодочного мотора «Москва», а глушитель – от ИЖ-56. Есть на «Амурчонке» даже гидропривод: гидроцилиндр от колёсного комбайна и насос от ГАЗ-93.

Трактор был сконструирован и собран всего за год. Он стал надёжным помощником при работах на маленьких участках, где большие машины использовать нерационально.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: